«Берегите Россию, чтобы вечной ей быть»




На первый взгляд, статистика – не в пользу III конкурса: если на II конкурсе было прослушано 93 вокальных номера, то на III – 70, если на II участники представляли 6 городов Чувашии, то на III – 5, если на II конкурсе приняло участие 6 районов, то на III – 5.

Однако организаторов такая статистика не смутила. Если количество не переходит в качество, то конкурс  закономерно изживает себя. Наш конкурс продолжает жить, а это значит, уровень его не снижается. Высоко оценивая исполнительское мастерство юных талантов, председатель жюри в номинации вокальное пение А.В. Уляндина, заслуженная артистка Чувашской Республики, доцент факультета искусств ЧГУ высказала предположение, что конкурс в будущем может стать республиканским. Мы всегда ждем оценки профессионалов, ибо в ней не просто признание, но и заявка на ближайшую перспективу.

Есть у конкурса будущее! Именно во имя его мы подводим итоги прошедшего.

Итак, конкурс собрал талантливых детей ДШИ №1, МОУДОД города Шумерли, Шумерлинской санаторной школы-интерната. К нам приехали очень серьезные конкуренты из школы № 30 (г. Чебоксары), Алатырской детской школы искусств, ДДТ г. Канаша, из г. Цивильска, п. Опытного Цивильского района, МОУДОД с. Красные Четаи, из Детско-юношеского центра творческого развития с. Янтикова, из Большевыльской школы Аликовского района, из Саланчикской ДМШ.

Как на любом конкурсе были свои лидеры и рядовые участники, опытные и робкие, удачливые и не очень. Но сейчас меньше всего хотелось бы говорить о той радости творчества, которую испытали те, кто дарил свое искусство, и те, кому дарили. Конечно, не обошлось и без слез, но они только усилили остроту момента и доказали: радость победы – результат упорного труда. Это прежде всего было очевидно в старшей (12-14 лет) и юношеской (15-17 лет) группах вокалистов, разница между лауреатами и дипломантами в этих возрастных категориях свелась к минимуму. Жюри не смогло выделить даже лауреатство. Лауреатами I степени стали ученица Шумерлинской ДШИ №1 Людмила Яриванова (руководитель И.В. Сутягина) и ученик гимназии № 8 Вячеслав Сабанцев (руководитель С.В. Кощеренкова).

В первую очередь о лауреатах сказала в своем заключительном слове А.В. Уляндина: “Жюри покорили не только красивые голоса, но и колоссальная работа над образом, музыкальной фразой, но и актерское мастерство вокалистов”.

К этому следует добавить: и вкус в выборе костюма. Аня Ивлева – лауреат II степени. Всего на один балл ученица С.В. Кощеренковой отстала от первого места! Зато какой православный образ создала. Не только о памятнике архитектуры пела девочка (ее песня называлась «Белый храм»), но и о храме своей души. А потому так органично слилось с песней холщовое платье исполнительницы, превратившее ее в древнерусскую отроковицу, которая через поколение пронесла любовь к святыням Руси.

Финал стал кульминацией конкурса. Из 7 участников – два лауреата I степени, два лауреата II степени, один – III степени. И … долгожданное гран-при! Анастасия Жижайкина,  ДШИ № 1 (руководитель Н.В. Шкунова). Прозвучавшая в ее исполнении песня «Солдатка» покорила слушателей и красотой голоса юной исполнительницы, и мастерством, с которым создавался образ русской женщины, умевшей величаво и стойко переносить тяжесть утраты. Всего-то скупая игровая деталь – шифоновый черный шарф, а как обыграна! Символ скорби, он выстилается в конце песни в крестный путь тех, чьи судьбы опалены огнем войны.

А какой ценой измерить выступление тех участников, которых члены жюри наградили оценкой «браво»!? на конкурсе у жюри она вырвалась дважды, после исполнения Юли Дружининой и Саши Федорова, воспитанников ДШИ №1.

С песней «Милосердие» Юля заняла первое место в юношеской группе, по праву разделив свой успех с руководителем И.В. Сутягиной, которая вырастила двух лауреатов I степени: на пьедестале почета рядом с Юлей – Зоя Ефимова.

Одним из компонентов успешного выступления является выбор песни, которая бы органично сливалась с исполнителем. У Ю. Дружининой было именно такое попадание: трогательная девочка, выразительное пение и проникновенно донесенная до слушателя тема милосердия.

Жюри не удержалось от эмоций после прозвучавшей песни «Эх, дороги» в исполнении Саши Федорова (средняя возрастная группа).

 К чести руководителя С.А. Мокшонковой надо отнести ее умение услышать знакомую песню в новом исполнении. Казалось бы, после Краснознаменного хора центрального телевидения, после Д. Хворостовского какие уж тут новые краски в исполнении можно найти? Но вот учительница слышит чистый высокий мальчишеский голос своего ученика и понимает: песню исполняет новое поколение, для которого война – история, но не из учебников, а именно в таком музыкальном оформлении, и донести тему нужно пронзительно и искренне. Мальчишеский голос – явление неповторимое. И надо успеть поймать тот момент, когда высота звучания - лучшее доказательство того, что природа, наставник и исполнитель способны сказать свое слово и не затеряться в ряду корифеев. Первое место и медаль победителя получил ученик, заявивший своим пением: наш гражданский долг – это высокое, ничем не замутненное чувство благодарности дедам, это священная память о войне.

Вместе с ним первое место разделила наша гостья из Канаша Юля Шалина (руководители А.А. Мухамеджанова и И.И. Косолапова). Поэтический образ радуги после дождя девочка создала не только музыкально, но и пластически выразительно.

Интересно распределились места среди вокальных групп. Перечислю только лауреатов I степени: в средней группе – ансамбль «Домисолька» из г. Канаша (руководители А.А. Мухамеджанова и Т.И. Косолапова), в старшей группе – ансамбль «Дети XXI века» Центра дополнительного образования для детей (руководитель С.Г. Яцкевич), в юношеской группе – ансамбль «Лира» ДШИ №1 (руководитель И.В. Сутягина).

Очень приятно, что дипломы лауреатов I степени увозили гости из Красночетайской школы искусств (Аня Данилова в номинации «академическое пение», руководитель В.И. Грачева и  Екатерина Мураткина, руководитель Е.В. Молодейкина), из Большевыльской школы Аликовского района (София Иванова в номинации “народное пение”, руководитель С.И. Федорова); в номинации «Академическое пение» лучшими из шумерлинцев стали Даша Остроградская (ученица ДШИ №1, руководитель И.В. Сутягина) и Ирина Яргунина (ученица гимназии № 8, руководитель С.В. Кощеренкова).

Об успехах конкурсантов в номинации эстрадное пение было сказано выше, но как не упомянуть здесь лауреата I степени в младшей возрастной группе Кирилла Архипова (Центр дополнительного образования для детей г. Шумерли). Его руководитель И.Н. Кулина растит достойную смену.

Призеров подготовили И.В. Сутягина (9 человек, из них 5 лауреатов I степени), С.В. Кощеренкова (7 человек, из них 2 лауреата I степени), Н.В. Шкунова (3 человека, из них – одна обладательница гран-при), И.Н. Кулина (2 человека, из них один лауреат I степени). По одному призеру – И.А. Колот, С.А. Мокшонкова, С.Г. Яцкевич.

Показатели районов: по четыре призера в Красночетайском и Аликовском, 3 – в Янтиковском, 2 – в г. Канаше, по одному в Моргаушском, п. Саланчик, г. Алатыре, в Шумерлинской школе-интернате.

Достоинство III зонального – многогранный охват талантливых детей. В мире живописи ребенок свой. Есть мнение: «Каждый ребенок – художник». Учителя изобразительного искусства прилагают немало усилий, чтобы этот талант раскрылся.

Вот те, кто подмастерьев превращает в мастеров – лауреатов: Е.А. Князькова (Центр дополнительного образования для детей) – 5 призеров, среди них – два первых места, Е.Н. Антонова (ДШИ №1 – 3 призовых места), О.В. Суркова, А.В. Полякова (Центр дополнительного образования для детей) по одному призеру. Победа досталась гостье из Красных Четай: Кристине Михуткиной, к успеху в младшей группе привела ее учительница Л.Г. Индрякова.

Статистика наглядно расставила приоритеты, но за цифрами – живые люди, их работа. В юношеской группе I место присуждено Тане Рыбаковой (школа № 1). Для конкурса юная художница выбрала очень трудный жанр портрета. «Любимый учитель» - так названа ее работа. Молодая учительница чуть улыбается вам с портрета, в руках ее глобус. Портрет обрамлен желтыми и оранжевыми листьями. Осень для девочки праздник, так как начало осени окрашено встречей с любимой учительницей, путешествием в увлекательный мир знаний. Кто подсказал Тане такое решение образа учителя? Без влияния ее учительницы по изобразительному искусству В.А. Фоминой явно не обошлось. А мы в Год учителя имеем еще одно подтверждение: «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей».

Продолжим нашу прогулку по вернисажу и остановимся возле работы Ирины Соломиной «Мороз и солнце – день чудесный!» (Центр дополнительного образования для детей). Русская зима, воспетая А.С. Пушкиным, нашла у художницы свою интерпретацию:

Пушкин увидел зиму в деревне, Ирина – в городе. Люди, гуляющие по городу, зачарованно смотрят на сказочно красивые деревья, которые являются смысловым центром картины. За ними залитые солнцем современные здания, а внизу великолепный снежный ковер. Малая родина художницы преобразилась в солнечный день. Наш город сказочно красив – такова основная мысль картины. Ирина – ученица Е.А. Князьковой, которая воспитала еще одного призера конкурса Аню Эрре, занявшую I место в средней группе. Девочка назвала свою картину «Россия, матушка моя», чем подчеркнула национальное своеобразие своей родины: березы, полноводная река, шатровые постройки и главная героиня – белокурая девушка в русском сарафане. Собранное все воедино объясняет любовь художницы к своей родине: здесь раздолье, скромная красота и задушевность.

Номинация «Художественное слово» была представлена скромнее по количеству участников, однако свои мастера определились и здесь.

Совсем скоро мы отметим 100-летний юбилей О.Ф. Берггольц. Именно ее стихотворение «Третья зона, дачный полустанок» в исполнении Насти Дерябиной (гимназия № 8», руководитель Т.В. Грязнова) отмечено дипломом I степени и медалью. Тонкой нюансировкой голоса, искренним душевным порывом девочка доносила до слушателей любовь поэтессы к своей истерзанной фашистами родине. Живое звучание гитары подчеркнуло достоверность происходящих в стихотворении событий и вызвало ответную волну сопереживания.

Колокол – древний символ России. О нем стихотворение «Русские колокола», которое помогло одержать победу в старшей группе Ане Катюшиной (ДШИ №1). Исполнение было мастерски срежиссировано руководителем О.В. Курковой. Второй концерт Рахманинова – точное попадание в текст стиха. С мощным раскатом колоколов он является символом величия и вечности России. Такая гармония слова и музыки – подтверждение мысли, которой ведущие закончили конкурс: «Берегите, Россию, чтобы вечной ей быть!» Выполняя этот завет, мы должны помнить: нужно беречь прежде всего детей, их талант – наше главное достояние.

 З. Шурыгина.




  Просмотров:  2077  |  Распечатать
Опубликовано:  28 мая 2010


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.