3-я школа – её колыбель, судьба и отечество





Не пора ли открыть имя именинницы? Людмила Ильинична Лермонтова. «Что в имени тебе моем?» - спросил поэт. В её имени кроется многое: фамилия обязывает верой и правдой служить литературе (миссия с честью исполнена!), имя призывает быть нужной людям (это назначение стало её путеводной звездой!), отчество (здесь все сложнее, но и значительнее).

Илья – имя древнееврейское, в переводе на русский: бог мой Яхве. Яхве – одно из имен Бога Саваофа, всемогущего и всесильного. Не эта ли составляющая её имени заставила Людмилу Ильиничну взять на себя груз отзывчивости и ответственности за все, чем богата и сильна 3-я школа?!

Солдатами не рождаются ими становятся. Итак, в путь от  «солдата» до «генерала».

Ученица, или пора исканий

Когда в 1940 году у скромной медсестры в г. Канаше родилась девочка, счастливая мама знала одно: её дочка должна быть милой людям. О людях подумала! О назначении дочери подумала! Молодые мамы, вам урок!

В 1948 году уже жительницей Шумерли Людмила Ильинична переступила порог 3-й школы. Выбор сделали опять-таки родители. Но как удачно! Раз и на всю жизнь. Везение? Конечно! Повезло и девочке, и школе. Везение продолжалось. Её первой учительницей, а потом и классным руководителем стала П.С. Коростелева, будущий директор школы № 3. А пока она молодая учительница, которую ребята боготворили, ежедневно встречали, считали за честь нести до школы её сумку.

Для кого-то это приятное воспоминание детства – для Людмилы Ильиничны – это уже выбор профессии. Обратите внимание, с чего всё началось: с поклонения учительскому труду. С детства не себя полюбила в школе, а школу в себе.

У каждого свои университеты. У Людмилы Ильиничны – это Порецкое педучилище, это работа в Сибири – порыв комсомольца 50-х, это филфак пединститута в Чебоксарах, это желание попробовать силы вдали от дома, работая в Казани.

Но «когда постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен». Спасибо А.С. Грибоедову: поставил нас всех, странствующих и страждущих, на место. Возвращением в 1967 году в 3-ю школу в качестве учительницы русского языка и литературы закончилась пора ученичества.

Учительница, или пора становления

Если учитель реализует себя как предметник, не имеющий классного руководства, он неполноценный учитель.  Людмила Ильинична сразу стала «парнячим» классным руководителем: отношения с мальчишками складывались легче. Редкий для молодой учительницы случай. И это лишнее подтверждение тому, что в школу пришёл прирожденный учитель. Походы с ночевкой, футбол с мальчишками, понимание их такой сложной, особой психологии – таковы составляющие успеха молодой учительницы.

Пяти лет хватило, чтобы П.С. Коростелёва, теперь уже директор 3-ей школы, увидела в бывшей ученице свою главную опору в работе.

Завуч, или пора дерзаний

Завуч – это мозг школы, это учитель учителей, это посредник между директором и коллективом. Людмила Ильинична была очень молода, когда стала завучем.

Саваоф послал своего тридцатитрехлетнего сына на великую жертву. Всё сходится: для Людмилы Ильиничны на 33-м году жизни начинается пора свершений.

Основную часть пути завуча она пройдет рядом с удивительным человеком, талантливой учительницей, редким по дарованию директором А.А. Хроминой, которая старалась сохранить дух демократизма в школе, заложенный П.С. Коростелевой. Анастасия Афанасьевна умела заставить и направить, определить работу и распределить её, видеть каждого и коллектив в целом. Такую школу жизни сотрудничества, руководства постигала Людмила Ильинична. Не потому ли 3-я школа никогда не знала интриг, подводных рифов, раздирающих конфликтов. Она всегда  была школой жизни, родным домом, оплотом мира в душе и вокруг.

Когда в 1988 году Анастасия Афанасьевна уходила на заслуженный отдых, она оставила школу на Л.И. Лермонтову, отличника народного просвещения РСФСР.

Директор, или пора мучений и радостей

Сказать о том, что Людмила Ильинична сделала карьерный рост, конечно, можно. Но главное, что за этим стоит.

Директором Л.И. Лермонтову выбрал коллектив. И этот факт стал определяющим в ее работе: нужно было оправдать доверие коллег, не уронить честь школы, сохранить преемственность традиций, сберечь дух сотрудничества, приумножить престиж школы.

У каждого директора в душе конфликт между любимой педагогикой и нелюбимыми хозяйственными вопросами. Разрешение этого конфликта определяет уровень профессионализма директора. Людмила Ильинична разрешала его в пользу учебно-воспитательных проблем.

В тесной, неблагоустроенной, холодной школе кипела работа: скрещивались шпаги мушкетеров, поощрялся искрометный юмор, обсуждались пути школы будущего.

Наступал период, когда прошлое, настоящее и будущее нужно было собрать воедино.

Министр без портфеля, или время собирать камни

Пенсия для Людмилы Ильиничны оказалась не тем периодом, когда наступает покой и забвение.

В школе давно зрели предпосылки для создания музея. Они прежде всего в цепкой и благодарной памяти старожилов школы. Так благодаря Людмиле Ильиничне в школе № 3 обрела свои права музейная педагогика.

Музеев в школах теперь много, но далеко не часто музейное дело в школе имеет такой результат, как здесь.

Не буду приводить примеры достижений школьного музея на российском и республиканском уровнях. Об этом наша газета извещала регулярно. Большие победы – всегда весомый результат. Но как оценить победы невидимые? Например.

В июне этого года Людмила Ильинична вместе с местными краеведами А.Н. Пояндаевым и В.Н. Улисовым организовала для активистов музея поход в окрестности деревни Пояндайкино. Краеведы вели ребят по проложенной ими туристической тропе к древнему городищу, которое относится к I тысячелетию до н.э. Сам по себе факт, насколько древней является наша земля, уже значителен. Но до сознания ребят он дойдет потом, а сейчас  они идут по тропе и непроизвольно впитывают в себя любовь  к родному краю: экскурсоводы очищают тропу от веток, сучьев, поваленных деревьев, и ребята делают то же самое, хотя их об этом никто не просит; краеведы страхуют женщин при спускании в овраг, и ребята подают руку; мужчины находят для женщин земляничные поляны, и мальчишки щедро делятся находками. Музейная педагогика в действии: изучаем – познаем – бережём – отдаём – преумножаем.

Музейная педагогика в 3-й школе многопланова. Это и статьи Людмилы Ильиничны о юбилярах школы – дань памяти человеку. Это и аллеи вокруг школы: аллея выпускников, аллея гостей, аллея руководителей, аллея Заслуженных  учителей – дань памяти делу. Это и связь с блокадным Ленинградом, братской Белоруссией, сотрудничество с г. Сарапулом (Удмуртия) – дань памяти истории.

Таков путь от «солдата» до «генерала». Самые нужные кадры те, которые выращены в городе.

Завершая рассказ о Людмиле Ильиничне, снова возвращаюсь в её детство. Была  у них в детстве такая игра: идут по тротуару, смотрят по бокам на снежные узоры и придумывают по ним сюжеты, соперничая друг с другом в богатстве воображения и причудливости фантазий.

Сейчас у детей другие игры. У поколения Людмилы Ильиничны ценилась способность победить не хитростью и силой, а умом, воображением и ощущением красоты. Мы все родом из детства!

Дорогая Людмила Ильинична! Читатель уже давно вычислил, сколько Вам исполняется. Много, если иметь в виду Ваш жизненный опыт. Мало, если учесть вечность ума, творчества, красоты – тех ценностей, которым поклонялись Вы с детства. Поздравляем Вас с юбилеем! Жизнь не обманула Вас, потому что с детства были точно выбраны ориентиры. Оставайтесь верной им, и забвение минует Вас, а испытания будут преодолимы.

З. Шурыгина.  




  Просмотров:  1476  |  Распечатать
Опубликовано:  03 сентября 2010


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.