Из Бреняш в Юманаи - через Торханы? или Взгляд на современность глазами человека из прошлого века




Это сейчас такое положение. А ведь раньше было по-другому. Бреняшцы, синькасинцы, иногда и торханцы, в село Юманаи ехали через Яндаши и прямиком выходили на Юманаи, потому что у деревни Яндаши, на реке Б. Цивиль, был большой деревянный мост.

Помнится, как несколько десятков лет назад (примерно в 50-60-х годах прошлого века) на реке Б. Цивиль было два моста. Один, большой деревянный - под Яндашами, а другой – между  Бреняшами и Ходарами. Правда, этот мост ежегодно весенним половодьем смывало, и бреняшцы каждый раз восстанавливали его. Строились эти мосты всем миром под руководством старосты в земское время и председателя сельского Совета в советское.

Мосты на реках крестьянам нужны были не только для ведения хозяйственно-трудовой деятельности, но и для межпоселенчес­кого общения людей, местных крестьян. Особенно большую роль мосты играли в своевременной помощи пожарных команд  соседних деревень в тушении пожаров, в борьбе с огненной стихией...

В старину было так. Теперь на реке Б. Цивиль нет ни одного моста в пределах территории Шумерлинского района.

Некоторое время тому назад мне представилась возможность ознакомиться с одним солидным трудом, изданным Ленинградским государственным инсти­тутом проектирования городов (ЛенГИПРОГОР), посвященным перспективному плану развития Шумерлинского района. В частности, территориальная ком­плексная схема градостроительного планирования развития территории Шумерлинского района предусматривала строительство автомобильных дорог до 17 поселков общей протяженностью 34,5 км.

В перечне населенных пунктов, до которых предусматривалось строительство автодорог с твердым покрытием, в том числе межпоселенческих, не упоминаются  Бреняши, Синькасы и Ходары. Межпоселенческие дороги предусматривались, но не между поселениями, которые разделяет река Б. Цивиль, а там, где нет оврагов, рек и других естественных преград. О необхо­димости строительства межпоселенческой дороги между Синькасами и селом Ходары напрочь забыли, а может, вообще об этом не думали.

Представляется, что это могло случиться при следующих обстоятельст­вах. Представим, что в Шумерлинский район приехали представители ЛенГИПРОГОРа для более подробного знакомства с районом. Руководство РИКа организовало им выезд в район. Представитель РИКа сел рядом с водителем, а гости – на заднем сидении. Вот они выехали в направлении Торханы – Ходары – Юманаи. По ходу движения сопровождающий гостей предста­витель РИКа рассказывает о местности, которую они проезжают. Проехав лесной участок дороги, объехали деревню Торханы, и им четко и ясно от­крылась местность справа и слева. Проехали Ходары, поднялись к Тугасам. Здесь один из гостей спрашивает:  “а что у вас там, за рекой, на опушке леса, деревни?” На что сопровождающий отвечает: “А... у нас там деревни Бреняши и Синькасы. Они у нас входят в состав Торханского сельского Совета”. При этом ни у кого не возникает вопрос: «А как же жители этих деревень общаются с людьми, проживающими в поселениях на левой стороне реки Б. Цивиль?». Так эти две деревни оказались «оторван­ными» от других поселений, расположенных напротив.

Построить мост около Яндаш проблематично, а между Бреняшами-Синькасами и Ходарами имеется плотина, сооруженная в 70-х годах прошлого века. Земляную насыпь этой плотины вполне можно использовать для про­езда автомашин. Этой мыслью я поделился с одним собеседником. Он выра­зился так: «Если бы я был директором, то обязал бы специалиста из службы развития инфраструктуры района проехаться по этой трассе и изучить возможность использования земляной насыпи плотины в качестве моста через реку Б. Цивиль для автотранспорта, за исключением тяжелых автомобилей мар­ок «Урал», «КамАЗ», «МАЗ» и «КрАЗ»». И я поддерживаю его мысль. Хочется знать, что думают другие?

При положительном решении этого вопроса использование земляной насыпи Торханской плотины в качестве моста через реку Б. Цивиль, протяженность дороги между деревнями Бреняши-Синькасы и Ходары сократится почти на 20  км  в одну сторону. А если туда и обратно? Одного бензина можно сэкономить на несколько десятков рублей. А времени?

 Я. ВОЛКОВ, краевед, ветеран войны.




  Просмотров:  1493  |  Распечатать
Опубликовано:  20 августа 2010


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.