Последнее вольное лето




До первого сентября осталось не так уж много времени. На что обратить внимание родителям, чтобы помочь детям быстрее привыкнуть к новой жизни? Важно убедиться в том, что ребенок готов к школе. Чтобы помочь вам, разберемся с понятием готовности к школе. Оно сложное, состоит из нескольких составляющих, одинаково важных.

Готовность № 1

Физическое развитие плюс состояние здоровья плюс биологический возраст – это морфологическая готовность. Ее определяют врачи, заполняя медицинскую карту перед школой. Зачастую это происходит формально, необходимые сведения заносятся в карточку: вес, рост, другие показатели, узкие специалисты ставят свои отметки и все. Дальше решать родителям. Хотите получить полную информацию, пройдите обследование как положено, обязательно расспросите врача, какие рекомендации в связи со школой он может дать для вашего ребенка. Обратите внимание на уровень развития нервной системы, расспросите врача, как это проявляется в поведении ребенка, чтобы лучше понимать его.

По ходу важно заметить, что хождение по врачам – это такая мука, очереди, ребенок не выдерживает, устает, капризничает. Не стоит проходить всех врачей за 1-2 дня. Это тяжело и для вас, и тем более для малыша. Не забудьте взять с собой что-то попить ребенку и чем-то поиграть, когда сами будете беседовать с врачом.

Психологическая готовность – следующая важная составляющая. И тоже состоит из многих компонентов. Скажу о самых главных – это интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе. Оценить психологическую готовность вам поможет встреча со специалистом психологом.

Надо или нет определять эту готовность, каждый родитель решает сам. Сейчас много разных центров, в садах, школах работают специалисты, которые помогут собрать вам необходимую информацию о ребенке без особых усилий. Тестирование сочетается с подвижными играми, занятия обычно проходят интересно, разнообразно, дети с удовольствием ходят.

А если ребенок плохо выговаривает слова? Всем родителям необходимо своевременно проверить сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребёнку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху. Для того чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, чаще обсуждайте с ним прочитанные книги, предлагайте рассказывать об увиденном, составлять рассказы по картинкам.

Правильные условия

Каким образом еще родителям желательно подготовиться к школе? Прежде всего, создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Научите ребенка соблюдать режим дня. Ребенок обязательно должен вставать в одно и то же время. Надо приучить его к выполнению утренней гимнастики, к водным процедурам. Завтрак, обед, полдник, ужин – все должно быть в определенное, строго установленное время. Очень важны ежедневные прогулки. Просмотр телепередач не должен превышать 30 минут в день. Примерно половину времени бодрствования дети должны находиться в состоянии активной двигательной деятельности.

 Следующее: у будущего первоклассника должен быть школьный уголок для домашних занятий. Продумайте все мелочи, чтобы вашему малышу было комфортно и безопасно в детском уголке. Мебель выбирайте с умом. Стол – выгоднее приобрести на вырост. Но только не забудьте купить подставку для ног, чтобы малыш не болтал ими в воздухе. Лучше, если стол будет сделан из ДСП, а сверху покрыт ламинатом. Руки на таком столе скользить не будут. Купите кресло, высоту и наклон спинки которого можно регулировать. Подстраивая его под ребенка, вы убережете чадо от искривления позвоночника. Настольная лампа – дети часто задевают ее руками. Поэтому выбирайте лампу с тяжелым и устойчивым основанием. Для сохранения зрения лучше используйте обычные лампы накаливания мощностью 60 Вт.

От цветовой гаммы детской многое зависит. Выбирайте светлые оттенки – бежевый, светло-зеленый, розовый; они помогут чаду быстрее и лучше соображать. Откажитесь от серого и черного, они подавляют интерес к учебе. Избегайте ярких красок в интерьере, они будоражат детей и мешают усидчивости, не больше одного ярко-красного или желтого предмета. 

Обустраивая уголок, соблюдайте правила: письменный стол поставьте слева от окна, тогда свет станет падать правильно – зрение будет в порядке; для правши лампа – слева, для левши – справа; посадите ученика за стол, поднимите сидение стула так, чтобы столешница оказалась точно на уровне сгиба локтя ребенка, ноги при этом должны ровно стоять на полу или подставке; не ставьте на стол первоклассника компьютер, он будет отвлекать ученика от выполнения домашних заданий; купите ребенку подставку под ручки и карандаши – на столе будет порядок.

 

Спина прямая…

Сколиоз, боли в плечах и головокружения – самые частые недуги школьников. Их виновником может стать некачественный ранец. При его покупке обратите внимание на материал. Если рюкзачок резко пахнет, откажитесь от покупки - такой портфель из токсичных материалов - и обязательно спросите сертификат качества. Лямки выбирайте широкие, не меньше, чем детская ладошка, т.к. узкие лямки будут врезаться в плечи ученика и причинять дискомфорт. Спинка ранца должна быть жесткой (ортопедической), она спасет от искривления позвоночника. Проведите простой тест: поставьте ранец пустым на пол, рюкзак не упал – спинка правильная, если же ранец согнулся или сложился вдвое – покупать его не стоит.

Ранец создает равномерную нагрузку на плечевой пояс, что исключает возможность боковых искривлений позвоночника. Вес ранца без учебников для первоклассников должен быть не более 700 г, а с учебниками – не более 1,5 кг.

Следующее – надо научить ребенка самостоятельно контролировать посадку. Для этого надо поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев должны касаться виска, между столом и грудью должен свободно проходит кулак, лопатки касаются спинки стула, обе ноги всей ступней опираются на пол.

Чтобы ребенок был стройным, с правильной осанкой, необходимо также правильно выбрать ему одежду, обувь и ранец. Одежда должна соответствовать росту ребенка. Слишком свободная или же слишком маленькая по размеру одежда не только некрасива, она и неудобна, и способствует формированию неправильной осанки. Обувь рекомендуется из натуральной кожи, соответствующей размеру стопы с каблуком не более двух сантиметров.

Обойдемся без дрессировки

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советую вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции. В любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил: занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными, их длительность не должна превышать 35 минут; не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен; постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

 

Как привыкнуть к школе?

Как мама и как педиатр хотела бы пожелать родителям следующее:

Надо постараться в этот период находиться рядом с ребенком. Следует побольше разговаривать с ним, буквально «вытаскивать» из него все события прошедшего дня. Так у вас появится возможность проанализировать с малышом его проблемы и показать ему различные варианты их решения. Мелкие неприятности могут перерасти в крупные проблемы, в нежелание учиться, ходить в школу, в различные комплексы, которые в будущем будет очень трудно исправить.

* Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и за ботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

*  Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

* Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

* Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

* Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

* Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

* С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

* Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. 

 

Г. Сугутская, зав. дошкольно-школьным отделением ГДБ № 4.




  Просмотров:  1372  |  Распечатать
Опубликовано:  09 августа 2013


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.