О смысле жизни - устами детей




Сочинения оценивались в два этапа: школьный тур и общегородской. На общегородской тур вышли 28 работ, из которых 25 были отмечены грамотами и подарочными книгами «Школа веры» протоиерея Павла Великанова, проректора Московской духовной академии.

Победителями конкурса стали:

I место - Денис Яковлев, учащийся 9 Б класса школы № 2, за сочинение на тему: «Смысл моей жизни». В качестве приза ему была вручена цифровая видеокамера;

II место - Кристина Михеева, учащаяся 8 А класса гимназии № 8, за сочинение на тему: «Смысл моей жизни». В качестве приза ей был вручен цифровой фотоаппарат;

III место - Диана Капитонова, учащаяся 10 Б класса школы № 1, за сочинение на тему: «Учёные о Боге». В качестве приза ей был вручен mp3-плеер.

Сочинения, представленные на общегородской конкурс, были столь содержательными, имевшими столь глубокие и красивые мысли, что конкурсная комиссия приняла решение отклониться от Положения о конкурсе сочинений и увеличить число призеров, назначив еще одно III место Денису Исакову, студенту I курса филиала Чебоксарского машиностроительного техникума в г. Шумерле за сочинение на тему: «Наука и религия». В качестве приза ему тоже был вручен mp3-плеер. Трем ученикам присуждены призы зрительских симпатий за счет бюджета православного Прихода храма святого апостола Иоанна Богослова: Дмитрию Чернову, учащемуся 8 А класса школы № 3, за стихотворение «Смысл моей жизни»; Оксане Михайловой, учащейся 10 класса школы № 2, за сочинение на тему: «Смысл моей жизни»; Сергею Ракову, учащемуся 8 класса школы № 6, за сочинение на тему: «Эволюционизм и креационизм». Каждый из троих призеров получил в подарок mp3-плеер.

В церемонии награждения приняли участие заместитель главы администрации по вопросам социальной политики – начальник отдела образования администрации города Л.В. Осипова и руководитель проекта «Современный молодой человек и Церковь» иерей Димитрий Нестеренко. В заключительной речи иерей Димитрий, обращаясь к участникам конкурса сочинений, сказал: «Ребята! Я вам желаю успехов в дальнейшей учебе, чтобы вы не теряли связь между образованием, занятиями наукой и высокой нравственностью, глубокой духовностью. Ведь, если наука не возвышает человека, не облагораживает его, а этого наука не может сделать, если она находится в противостоянии религии, то наука со временем теряет свой смысл и превращается в псевдонауку. Если занятие наукой приближает вас к Богу, как она приближала ученых, и они в состоянии восхищения прославляли чудное имя Божие, то она выполняет свою миссию. Подобно тому, как если мы досконально изучаем чье-то произведение искусства, мы имеем много шансов определить его автора, так и в случае досконального изучения окружающего нас мира и, прежде всего, природы и ее законов, мы неизбежно определим ее Великого Автора – Бога. И только тогда, когда каждый из вас самостоятельно сделает это открытие, вследствие чего вам уже не надо будет верить в Бога, вы будете Его знать и видеть, только тогда смысл жизни станет для вас предельно ясным, как ясный солнечный день!».

Участникам проекта по желанию были оформлены путевки в летний православный палаточный лагерь, который пройдет с 22 по 26 июля.

Наш корр.

 

 

Денис Яковлев, 9 Б класс школы № 2, 1-е место:

О смысле жизни - устами детей 

Здравствуй, дорогой мой друг Николай!

В твоем последнем письме ко мне ты спрашиваешь, в чем смысл моей жизни?  Попробую ответить тебе, хотя и сам не знаю, что из этого получится.

Ты знаешь, я иногда думаю, куда пойдут люди, куда пойдем мы все, если вдруг случится какая-либо общая беда, такая, какой была в свое время Великая Отечественная война? Куда мы все пойдем искать утешение и помощь: в Интернет? В социальные сети? И ответ приходит сам собой: все мы пойдем к Богу, вокруг Него все мы будем объединяться и искать утешение и помощь.

Я прочитал недавно в «Православной энциклопедии»  о том, что Святитель Феофан Затворник писал, что наша жизнь без Бога подобна стружке, завивающейся вокруг собственной пустоты. Человек чувствует эту пустоту, она гнетет его и пугает. Изо всех сил старается он заглушить гнетущее ощущение бессмысленности своей жизни различными удовольствиями: просмотром любимых телепередач, приятной истомой после сытного ужина, алкоголем, игрой на компьютере… Он старается не думать о том, что смерть в конце концов отнимет у него все эти обезболивающие средства, и единственной доступной ему реальностью тогда окажется Бог. Будет ли эта встреча с Создателем радостной для того, кто всю свою жизнь так наивно пытался от Него спрятаться?

Как же нам не разминуться с Господом? И я стал размышлять о том, что такое религия и вера.

Читаю в словаре Ожегова: «Религия. Одна из форм общественного сознания – совокупность мистических представлений, покоящихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения». Смешное определение, точнее, оно, как сказала моя мама, настоящее «советское»: поверхностное и претенциозное. Религия, по-моему, намного глубже, чем это представление о ней, которое прочно внедрено в это самое общественное сознание.

Я думаю, что ни один человек не живет без веры: мы верим своим близким, тем, кого любим, мы верим себе. Без веры вообще человек бесплоден и беспомощен. Мне представляется, что вера – одна из главных установок любой личности, «стержень» всей  жизни человека. При этом вера может идти от разума, от фактов, от личного опыта (то есть быть рациональной), а может быть основана на эмоциональном подчинении чему-то внешнему (то есть  быть слепой, бездумной). Например, вера в вождя, знакомая нам из не такой уж далекой истории, - это и есть феномен слепой бездумной веры – фанатической установки, корнями уходящей в подчинение внушенному авторитету партии,  вождя. Рациональная же вера имеет своими корнями не давление авторитета или большинства, а собственную, разумную, основанную на опыте и наблюдении, убежденность. Такая вера плодотворна, обладает даром позитивной деятельности и граничит со знанием. Это о вере вообще.

А что представляет собой религиозная вера? Жизнь показывает, что она тоже может быть слепой, бездумной, а может быть верой рациональной, осмысленной, пропущенной через сердце. Если человек не опустится до бездумной веры, то рано или поздно (иногда даже на последнем издыхании) он обязательно придет к рациональной вере в Бога, которая именно и близка к знанию. Жаль, что в наше время выражение «верить в Бога» чаще всего ставится где-то между верой в НЛО и верой в светлое будущее. А ведь действительно верующий человек не просто верит, что Бог есть.  Он ЗНАЕТ, что Бог есть. Это его личный опыт – у каждого человека свой.  И когда мы прозреваем, этот момент становится переломным в нашей жизни.

Наблюдая за своей жизнью и анализируя то, что в ней происходит, я давно уже пришел к убеждению (и моя жизнь убеждает меня в этом снова и снова), что Бог есть в моей жизни. Но, по всей видимости, я еще нахожусь в самом начале  пути к Богопознанию. Что дает мне вера (которой у меня еще очень мало)? Смысл моей жизни и руководство в поступках. Она – своеобразная точка отсчета или «система координат» (разумеется, не декартовых!) на пути к  нравственному самосовершенствованию. Что заслуживает веры? То, что не обесценивается временем и смертью.

Жаль, что мы склонны преуменьшать значение нравственного измерения в жизни человека. Мы думаем, что главное – это материальный фактор, экономика. Конечно, они очень важны, но если экономическая мощь достается преступнику, то ясно, каковы будут последствия – для самого человека, для его родных и близких, для общества в целом.  Поэтому нельзя преуменьшать значение нравственного измерения в нашей жизни и строить отношение к человеческой душе по остаточному принципу. И вот обращение к Богу с молитвой, поставление себя перед лицом  и судом Божьим и формирует такое нравственное чувство, делая человека очень сильным. В этом смысле религия – это дело не слабых, а сильных людей.  Нам иногда кажется, что религия – удел стареньких, беспомощных, больных, а сильному человеку, с накачанными мышцами и хорошими доходами, ничего не надо, он самодостаточен. На самом же деле все происходит внутри человека. Настоящая драма жизни - внутри, на уровне человеческого сердца. А бой выигрывает тот, кто с Богом, кто научился себя поставлять перед лицом Божьим, подвергать себя суду своей совести.

Я еще хотел сказать тебе, что недавно прочитал замечательную книгу издательства «Сибирская Благозвонница». Кстати, на ней стоит гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви»; если ты встретишь такие книги, то не ошибешься, если прочтешь их. Так вот, эта книга называется «Поллианна», «Возвращение Поллианны». Так звали удивительную девочку. Эти две повести о ее жизни принесли мировую славу американской писательнице Элинор Портер. Речь идет о сироте, которую взяла на воспитание суровая тетка. Поллианна  обладает поразительной способностью при любых обстоятельствах радоваться жизни, видеть во всем и во всех лучшие стороны. Это не только помогает ей самой, но и изменяет жизнь многих горожан. Прочитав эту книгу, я подумал о том, что люди нуждаются в ободрении и поддержке, как ни в чем другом. Люди излучают наружу то, что живет в их душах и сердцах. Если человек благодарен и исполнен добрых чувств, то рано или поздно подобные чувства пробудятся в его ближних. Оказывается, все очень просто: Богом нам дается жизнь и светлый путь любви. И если мы будем двигаться по нему в направлении, указанном Богом, и будем все изменения к лучшему начинать с себя, то, наверное, жизнь вокруг  тоже изменится к лучшему. Не свернуть с этого пути – вот в этом и есть смысл моей жизни, наверное.

И еще хочу тебя познакомить со стихами православного иеромонаха Романа (Матюшина):

Мы засорили суетой

И головы, и души,

И видим-слышим только то,

Что жаждем видеть-слушать.

И все идет наперекос,

И жизнь копейкой стала,

Забот и дел не мерян воз,

А нам все мало, мало.

И только охаем-кряхтим,

А жизнь все хуже, хуже,

Расстаться с возом не хотим

И надрываем души.

А нам вобрать бы навсегда,

Чтоб не жалеть о многом:

На свете есть одна беда –

Не повстречаться с Богом.

Наверное, пока это все.  Желаю тебе удачи и всего самого доброго.

 

Твой друг Денис Яковлев.

 

 

Кристина МИХЕЕВА, 8 А класс гимназии № 8, 2-е место:

О смысле жизни - устами детей

 

Я в последнее время начала задумываться всё больше о смысле жизни. Это всё так странно. Так хочется побыть одной. Утром, когда ещё не рассвело, мечтаешь и ждёшь чего-то. Вот-вот всё проснётся, и все засуетятся, всё и все куда-то торопятся, особенно взрослые, не понимая, как прекрасен мир вокруг. Или вечером, когда все и вся устают от трудного, насыщенного или скучного, однообразного дня. Сядешь, глядишь вдаль… И всё кажется таким неизведанным и таинственным.

 Я так люблю тишину! Тишину, тишину! А иногда хочется слышать лишь природу: журчанье воды, щебет птиц, голоса детей, покрикивающих где-то вдалеке. Ох, как я люблю мечтать. Нет ничего прекрасней, чем лежать на припекающем солнце и закрывать сонные глаза в мечтаньях. Как приятно взобраться куда-нибудь, увидеть простор и представить себе много нового. Под тенью деревьев, на земле или на дереве, смотря в темноту или в ясное небо, так приятно уходить в себя. Ходить по родной земле и предаваться воспоминаниям, ощущать  запах ветра, предаваться новым впечатлениям или же вспоминать запах прежнего  ветра. Лёжа на снегу, смотря в светлое или ночное небо, хочется быть одной, познавать себя, свой внутренний мир, своё Я, ведь с ним мы неразделимое целое. Осязать шершавые деревья, прислонятся к ним, обнимать, закрывать наполненными слезами глаза и понимать, что оно твоё, родное.
Раньше при вопросе: «Веришь ли ты в Бога?», - я отвечала «да», боясь осуждения, мол, вот ты не веришь в Бога, как же так? Но, думала, я ведь не видела его, как же я тогда могу верить в его существование? Мне даже иногда хотелось сказать: «Нет, не верю». Но что-то меня держало, останавливало, боялась я чего-то. Может, Бога? Сама в него не верила, а боялась. Странно это…

Раньше, когда я Его просила о чём-нибудь, молилась и говорила: «Вот ты выполни это, ты же Бог, а я в тебя поверю». Сейчас же мне за это стыдно, очень стыдно. Если же каждый будет просить то, что ему пожелается, и это будет сбываться всегда, в чём же тогда смысл и истинный вкус жизни?

Однажды что-то во мне переменилось. И я поистине в Него поверила. Вот сейчас, спроси у кого-нибудь, верит ли он в Господа? Люди говорят «нет» или «не знаю». И я бешусь, хотя понимаю - это их право. Из-за этого мне становится жаль Господа Бога – в него не верят (не знаю, хорошо или плохо жалеть Отца  нашего, да пусть он меня простит, если это грех). Ведь он так многое для нас сделал. Что же сделал, спросите вы? Ну, это знаете только вы сами. Что для меня - знаю только я. Но каждому он обязательно помог!

И знаете, я его чувствую. Поначалу это было такое странное, но приятное чувство (потом привыкаешь). Понимая, что он есть, с Ним совершенно ничего не страшно, ведь Он с тобой. Он тебя любит, и ты любишь своего Творца, и это такое счастье. Я чувствую с Ним некую связь, будто бы от него до меня проложена некая невидимая мне нить, которая нас соединяет, и это поистине преогромнейшее счастье.

Если Боже посчитает правильным, Он поможет тебе. «Если ты действительно этого желаешь всем сердцем, вся вселенная придёт на помощь тебе», - так говорит самый великолепный писатель, которого знаю, - Пауло Коэльо.

Я никогда у Господа больше не спрошу: «Зачем? За что? За какие грехи?». Никогда! Значит, так надо! Я доверяю Богу.

 Я знаю, Он мне поможет в трудную минуту, и знаю про Его неизмеримую любовь к людям. А самое главное – я люблю Господа, и господь это знает.
Поссорилась с кем-то или просто какая-то беда… А я всё равно тебя люблю, Господь, как и прежде, сильно и очень крепко. Да, мне жаль из-за беды, и горько из-за случившегося, но я люблю Боженьку очень сильно.

Мне кажется, у многих нет смысла жизни. Они не знают (особенно взрослые) истинного человеческого счастья, и мне их жаль. Хотя я, наверно, не имею права судить так, я ведь не они, я не живу в их душах. Мы говорим слишком много, слишком много, не говоря самого главного! Поистине самого главного!

Я узнала в жизни одну очень главную вещь - судьба при начале любого дела приносит удачу всегда! Как говорится, новичкам везёт – это закон. Нужен он для того, чтобы добиваться желаемого, чтобы показать, как прекрасно то, что ты захочешь заполучить. Но потом жизнь приносит трудности, и не всегда лёгкие, но любые трудности решаются всегда! Как говорит Пауло Коэльо: «Если всё закончилось плохо, значит, оно ещё не закончилось, всё всегда заканчивается хорошо». Но мало кто это знает, кто-то боится трудностей и отступает, кто-то просто ищет легкие пути, которых не бывает. Тогда никакого смысла нет чего-то добиваться, если всё так просто. Но ведь когда ты борешься за что-то, всё борешься и борешься, проигрывая снова и снова, ты опять начинаешь всё сначала, ты добьёшься желаемого и посмотришь назад, через что ты прошёл, ты будешь горд собой. А если искать всегда лёгкие пути, так можно и прожить всю жизнь в этих поисках, ничего не добившись.

Если у тебя есть цель, ухватись за неё и борись, всегда! Не отступай от своей мечты! Никогда!

В жизни всё взаимно, каждому преподаётся то, что должно быть! Это - судьба, это - жизнь!

 

 

Диана КАПИТОНОВА, 10 Б класс школы № 1, 3-е место:

 

О смысле жизни - устами детей

 

Каково отношение между религией и наукой? Совместимы  ли они между собой? Может ли научно образованный и мыслящий человек иметь религиозную веру?

Религия и наука на протяжении веков сосуществовали и развивались без какой-либо вражды. Ученый и верующий совмещались в одном лице. Ученые-атеисты были редчайшим исключением, но и они не утверждали, что их научные данные доказывают несуществование Бога. Рассмотрим некоторые высказывания учёных о Боге.

Физик и математик  Исаак Ньютон (1643–1727): 1. «Такое изящнейшее соединение Солнца, планет и комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого Существа. <...> Сей управляет всем не как душа мира, а как властитель вселенной, и по господству своему должен именоваться Господь Бог Вседержитель». 2. «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история». Исаак Ньютон посвятил христианству много работ, в ходе которых были высказаны эти изречения. Он  придерживался религиозно-теистических взглядов. То есть взглядов, основанных на вере в существование Бога.

Химик, биолог Луи Пастер (1822–1895): 1. «Еще настанет день, когда будут смеяться над глупостью современной нам материалистической философии. Чем больше я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении пред делами Творца. Я молюсь во время своих работ в лаборатории». 2. «Недостаток знания отдаляет от Бога, но настоящая наука приводит к Нему». 3. «Я много изучал и потому верую, как простой крестьянин. Если бы я сделался еще учёнее, то моя вера стала бы так же глубока и пламенна, как вера простой женщины-крестьянки». Всё это доказывает то,  что и Луи Пастер верил в Бога. По свидетельству своего русского коллеги И.И. Мечникова, он соблюдал некоторые религиозные обряды.

По свидетельству великого русского ученого М.В. Ломоносова, «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величество, в другой – Свою волю. Первая – видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество. Вторая книга – Священное Писание». Ломоносов  был просвещенно-верующим человеком, даже защитником веры в Бога. Великий русский ученый говорит о реальности творения Божьего мира.

Следующий великий деятель – это Грегор Мендель, основоположник генетики, христианский монах. Он верил, что религия и наука говорят об одном и том же, но на разных языках. Но наука этого пока не понимает, поэтому всеми силами старается найти  научное доказательство всем чудесам.

Альберти, Леон Баттиста  говорил: «Вы не можете быть настоящим ученым, если вы не верите, что вселенная реальна! Если бы Бог захотел «подшутить» над ученым, то последний не мог исследовать законы природы и полагаться на постоянно меняющиеся данные науки. Вся жизнь ученого основана ведь на уверенности, что вещи или явления, хотя и могут быть таинственными и непостижимыми, но все же они связаны и согласованы между собою». Альберти, как и многие учёные его времени, верил в Бога. И основывал свои исследования на теистических взглядах.

Наука не стоит на месте. С каждым годом она развивается всё больше и больше. По этой причине формируются новые взгляды на происхождение мира, следовательно, и на религию. Так что же об этом думали современные учёные?

Величайший ученый XX века Макс Планк, в 1918 году получивший Нобелевскую премию по физике, говорил: «Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга». Очевидно, что Макс Планк верил в совместимость науки и религии. И не исключал  их совместного существования.

Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955), знаменитый палеонтолог, занимавший кафедру геологии в Парижском институте, писал: «Наука и религия – это две дополняющие одна другую стороны одного и того же познавательного акта, единственного акта, могущего охватить познание Высшего». Вера и знание обретают органичное единство в работах Тейяра. Пьер Тейяр де Шарден считал, что наука и религия могут быть единым целым. Он писал религиозные произведения  - «Божественная среда», «Как я верую», «Введение в христианскую жизнь» и др.

Петр Термье (1859-1950) – известный профессор геологии в Горном институте, член Французской академии наук, исповедовал свою веру в знаменитых трудах «Радость познавать» и «Призвание ученого». В них он говорил: «Науки в их совокупности предрасполагают ум к познанию существования Бога, существования души, нравственного закона и нашего предназначения в сверхчеловеческой судьбе. В этом смысле можно сказать, что физический мир – природа – есть таинство Божие». Термье свято верил в Бога. Он утверждал, что с помощью науки можно познать Его существование.

«Я вынужден думать, что существует нечто подобное сверхъестественному началу моего уникального, сознающего себя духа и моей уникальной души... Идея сверхъестественного творения помогает мне избежать, очевидно, нелепого умозаключения о генетическом происхождении моего уникального «Я» - из лекции нейрофизиолога Джона Экклза (1903-1997) во время получения им Нобелевской премии. Джон Экклз во многих своих трудах упоминал о вере в Бога. В одной из своих работ под названием «Человеческая тайна» (The Human Mystery) Экклз писал: «Я верю в Божественный Промысел, действующий над материальными событиями биологической эволюции».

Можно приводить еще сколько угодно высказываний ученых, в которых они свидетельствуют о том, что научные знания о Вселенной укрепляют веру в Бога. Этот список современных ученых можно было бы продолжить на сотни страниц. После некоторых приведённых высказываний очевидно, что в какой-либо   области науки не опровергают существование Бога. Достаточно  привести лишь некоторые имена всемирно известных верующих ученых: каноник Н. Коперник, совершивший переворот в астрономии; И. Кеплер, обосновавший гелиоцентрическую систему; Б. Паскаль - физик, математик, религиозный мыслитель, основоположник классической гидростатики; А. Ампер - один из основоположников электродинамики; П. Флоренский - священник, богослов, ученый-энциклопедист; В. Вернадский - основоположник геохимии, биогеохимии, радиологии и учения о биосфере и т.д.

Я рассмотрела цитаты известных учёных разных времён и разных отраслей науки. Всё сводится к одному выводу: у  каждого деятеля есть своё мнение о Боге, у некоторых суждения схожи, у кого-то различны, но всё же большинство свято верят, что наука и религия не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. В сознании едва ли не всех ученых прошлого научное мышление мирно уживалось с религиозной верой. Никакая научная теория не может сама по себе ни доказывать, ни опровергать Божественной истины.

 

Дмитрий Чернов, 8 А класс школы № 3.

 

Смысл моей жизни

 

Суицид - не выход.

Жизнь всегда дает выбор…

Но… ты делаешь шаг.

Пара секунд,

Свободный полет,

Касание губ,

А сердце как лед,

Не терпит измен.

Ты ползешь по влажной земле,

Извиваясь, как змей.

Но… вот выросли крылья,

По небу летишь

Мимо домов, мимо их крыш,

Смотришь на мир этот

              с большой высоты

И понимаешь, зачем нужен ты.

Но… все решено,

Назад не вернуть.

И ты в болоте начинаешь тонуть.

Из последних сил

Рвешься наверх,

Но от тебя

Остался лишь грязный след.

В чем смысл жизни?

Между дат двух тире?

Или же…

Девушка с удлиненным каре?

Может быть, яхта

Метров тридцать в длину?

А может, к черту все?!

И ты ждешь луну?

Что тебе дали деньги

                         и власть?

Зачем ты хотел

Еще больше украсть?

Скольким людям

Ты помог за всю жизнь?

Не в этом ли смысл?

 

Ты мне скажи...




  Просмотров:  5647  |  Распечатать
Опубликовано:  14 июня 2013


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.