Семь лет детства, а потом война...




Самый главный праздник в нашей стране - День Победы. Но совсем мало осталось тех, кто завоевал эту победу. С каждым годом редеют ряды наших ветеранов. Давно уже нет в живых нашего прадедушки, Николая Николаевича  Кузнецова, участника Великой Отечественной войны. 

Что знает о войне наши ровесники? К сожалению, многие не знают ничего. А между тем живо поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней.

Семь лет детства, а потом война...

 

Нашей прабабушке, Александре Ивановне Кузнецовой, в девичестве Бакиной, в 1941 году было семь лет. О войне она вспоминать не любит. Не может смотреть фильмы о войне. Говорит, очень тяжело. Как началась война, бабушка помнит смутно. Запомнила только, как мама сильно плакала, и вокруг была какая-то суматоха. На уличных столбах в ту пору висели репродукторы. Вот по ним-то и сообщили о начале войны.

Отец ушел на фронт добровольцем в самом начале войны, хотя у него, по словам мамы бабы Сани, была отсрочка по состоянию здоровья. Сначала приходили письма-треугольники. Всего их было шесть или семь. Как отец пришёл с войны, баба Саня помнит хорошо. На железнодорожный вокзал стали приходить эшелоны с солдатами, возвращавшимися с фронта. Шумерлинцы ходили эти эшелоны встречать, надеялись встретить своих. Маленькая Саша с мамой тоже бегали на вокзал. Наконец они дождались! В шедшем навстречу мужчине они не признали Ивана Егоровича. Он был неузнаваем: очень худой, лицо заросло щетиной, еле передвигался, часто отдыхал. Маленькая Саша сказала маме: «Не бери этого старика! Он не мой папка!» А вот мужчина узнал своих родных. Сколько было слёз! Анна Андреевна, мама нашей бабы Сани, целый год выхаживала мужа.  Он поправился и вернулся на завод № 471, где до войны работал рамщиком.

В войну питались плохо. Чувство голода было постоянное. Вот что вспоминает бабушка: «Дети постарше на вокзале разгружали сою, и им за это ее немного давали домой. А мы бегали на лесокомбинат и сдирали кору с дубов, а потом обменивали кору на сою. А еще собирали лебеду, разбирали ее на семя, толкли и пекли блины. А весной, когда вспахивали поле, на земле появлялась гнилая картошка, мы её собирали, приносили домой, а матери осторожно снимали гнилую кожуру и промывали, собирая таким образом крахмал. Крахмал и толченое семя лебеды смешивали и пекли лепешки. Но основным продуктом питания были вареные картофельные очистки, очень горькие. Мы их пробовали и солить, и сластить, но горечь все равно оставалась. Картофельные очистки сажали вместо картошки в землю, и они давали небольшой урожай».

Еще вспоминает бабушка: «Во время войны мамин гнутарный цех закрыли, и она работала на мясокомбинате. Разделывала свиные и коровьи туши. Отправляли эти туши на лошадях на железнодорожный вокзал, где сами же грузили в вагоны, уходившие на фронт. Я хорошо помню, как бегала с бидоном к ней за кровью, которую мама потом запекала в печи в специальных формах. Получались хлебцы. Они и спасали от голода. А ещё мама ездила в Бобыльск, меняла эти хлебцы на картошку и муку». Бабушка рассказывала, как они летом постоянно жевали траву: котовник, щавель, семена лебеды и сныть. Хлеб, который получали по рабочей карточке, был тяжёлый и сырой. В школе через день давали 100 граммов хлеба и один раз в неделю стакан сахарного песка. Всё это бабушка несла домой и делилась с мамой. Помнит бабушка очереди за хлебом. Их занимали с вечера и стояли до тех пор, пока не отоварят карточки.

А еще баба Саня вспоминает один случай. Однажды в школе им всем дали по коржику, и многие ребятишки, как и она, не стали его есть, а понесли домой, чтобы поделиться с членами семьи. Она помнит, как дети, словно маленького котенка прижимали к груди, нюхали и поглаживали. После уроков также бережно несли домой, чтобы поделиться с членами семьи, но по дороге их догнал парнишка из соседнего дома и отнял у всех коржики. Она помнит, как слезы обиды хлынули из глаз, от того, что мама не попробует вместе с ней этот коржик. Это горькое чувство до сих пор живет в ее душе.

Во время войны баба Саня училась в школе № 2. В школу ходила в платье, сшитом матерью из плотного материала. А ещё были стеганая фуфайка и подшитые валенки. Вместо портфеля - тряпичная сумка с лямкой, одевавшаяся через плечо. Писали на листочках перьевыми ручками. Учебники выдавали в школе: один учебник на несколько человек. Домой учебники не давали. На перемене детей выводили в коридор и водили с ними хоровод. Ученики, по воспоминаниям бабушки, постоянно были под присмотром учительницы Юлии Андреевны. В школе праздновали и 7 Ноября, и Новый год.

После уроков, конечно же, играли. Чаще с куклами, сшитыми самими родителями из лоскуточков. Играть-то особо некогда было. Мамы постоянно не было дома: то работа, то поездки в Бобыльск.

От войны осталось чувство тревоги. Бабушка с мамой тогда жили на улице МОПРа в деревянном бараке. Окна были занавешены. И почему-то именно по ночам объявляли тревогу. Все соседи одевались, брали узлы и выходили в общий коридор, но никуда не ходили. Бомбоубежище было только на заводе для рабочих. А для горожан вокруг города в лесу были вырыты землянки. Но они там не прятались. На улице были видны отблески зарева. Со слов матери, это бомбили Горький.

Когда с фронта возвращались родные или соседи, все радовались и плакали. «Мой отец после войны вернулся на своё прежнее рабочее место рамщика и проработал на комбинате автофургонов (так стал называться позже завод №471) до пенсии. О войне рассказывал и заходился плачем. Он был в плену. В немецком лагере возил продукты на подводе. На кухне его из жалости подкармливали пареной свёклой. Это его и спасало от голодной смерти. Три раза отец бежал из плена. Ловили и жестоко избивали. Потом их освободили и отправили домой. Такое без слёз вспоминать невозможно». 

Бабушка закончила 6 классов. Затем пошла работать к отцу в цех. Работа была тяжёлая, но нужно было помогать семье, так как мама перенесла сложную операцию и работать не могла. В семье подрастал младший братишка.

На заводе познакомилась со своим мужем. Поженились. Родили четверых детей. Чтобы устроить детишек в садик, бабушка пошла работать в детсад №11 сначала няней, а затем поваром. Там проработала до 60 лет. За многолетний добросовестный труд бабушка была награждена многочисленными грамотами от отдела образования, медалью «Ветеран труда».

Сейчас наша любимая бабуля на заслуженном отдыхе. У неё 7 внуков и 6 правнуков, с которыми она «возится каждый день». «Всех их люблю и радуюсь, что востребована», - говорит бабушка.

В нашей большой и дружной семье есть свои традиции. Одна из них - собираться за столом 9 мая. Когда был жив наш прадед, этот день мы посвящали ему. Николая Николаевича уже нет с нами. Но мы и сейчас отмечаем День Победы как самый важный день.

Д. Иванов, Н. Крылов, учащиеся  4 Б школы № 2.




  Просмотров:  1640  |  Распечатать
Опубликовано:  07 мая 2013


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.