Не имеем права забыть!




Согласно книге «Память», по городу Шумерле числятся погибшими и без вести пропавшими 108 парней, а по району – 311 человек. Число 419 – небольшое. Но если представить себе, что это ваши дети – не целованные ни разу любимой девушкой, не сидевшие за свадебным столом, не державшие свое дитя на руках, не познавшие еще в полной мере жизнь… Но отчаянные и смелые, бросившиеся на врага, в огонь и в воду… Где эти парни, без вести пропавшие, без года рождения и места гибели?

Прошло 70 лет, а у нас находят еще скелеты солдат. Что творилось в душах родных, а особенно матерей? Они до самой своей смерти ждали весточку о месте захоронения сыновей. Ладно, в городе не знают года рождения бывших своих соседей (уехали, переехали). А в деревнях, где население состоит из нескольких однофамильцев - родных, двоюродных, племянников – не знать года рождения родных не стыдно ли?

14 родных и двоюродных братьев Грудановых не вернулись с фронта, а 19-летние Николай Кирсанович и Константин Киреевич дошли до логова врага и 2 мая 1945 года погибли в бою. Захоронены они в братской могиле в Берлине. По 14-15 защитников не вернулись в роду Селивановых и Ортиковых из деревни Чувашские Алгаши. 18 человек – из рода Перовых, 17 – Коротковых, по 14 - недосчитались родственники  Бочкаревы и Самойловы из деревни Русские Алгаши. И в других деревнях, где отцы уходили вместе с сыновьями, были 18-20-летние Ваньки и Кольки, Петьки и Лешки (как звали их дома), сражавшиеся наравне со старшими.

Хочется рассказать одну историю неопытного солдата К. Львова из Цивильского района. Эта реальная история реального человека (свекор моей старшей сестры).

До войны 30-летний Львов действительную не служил – престарелые родители-инвалиды нуждались в уходе. С началом войны его призвали. После недельной подготовки в Цивильске новобранцев повезли в сторону Москвы. Эшелон остановился на подступах к городу. Окопы были выкопаны (готовые, по его словам), где два дня они сидели, а на третий день началось светопредставление. Кругом грохот, свист. В воздухе пыль, гарь. День превратился в ночь. Сидели в окопах, боясь высунуть голову, не то что стрелять: «Я забыл от страха, как держать винтовку». В сознание он пришел, когда его выкопали санитары из засыпанного окопа, заметив окровавленную руку.  В госпитале раненую руку ампутировали. Он всегда говорил: «Какой я участник войны? Врага  я не видел, ни разу не сумел выстрелить. Мужчина должен пройти подготовку на действительной службе, знать любое оружие защиты и боя», - такими словами он напутствовал своих внуков на службу.

Я думаю, книгу «Память» надо иметь каждой школе, каждой библиотеке. Нужно вовлекать в поиски погибших, пропавших без вести односельчан учеников школ, педагогов, работников культуры. В книге есть неточности и белые пятна. Не каждой деревне повезло иметь такого краеведа, как Я.Н. Волков.

По моей деревне Синькасы в книге «Память» числятся 39 человек, погибших и без вести пропавших. По словам историка Егоровой-Виноградовой, из деревни с фронта не вернулись 37 человек. По словам другого историка, Шустова, из этой же деревни 60 человек ушли на фронт. Я плохо знаю односельчан, но знаю, что на односторонней улице Новой к началу войны было 18 домов (молодые семьи), 16 мужиков ушли на фронт и 10 из них не вернулись. Из 100 домов в деревне семей 10 остались без участников войны, но в некоторых семьях ушли по 2-3 защитника. Скоро не останется никого из знающих историю деревни, и некому будет исправлять «ошибки». Я думаю,  лучше всех может подсказать на данный момент И.И. Макаркин.

В книге «Память» Алексей Васильевич Никитин и Алексей Васильевич Табардак, 1902 г.р.;  Павел Яковлевич Радев, 1921 г.р., и Павел Яковлевич Яковлев без года рождения – одни и те же лица. Никитин-Табардак умер в Алатыре после операции грыжи. В списках жителей деревни (что мне дал И.И. Макаркин), в посемейном списке за 1922 год (передал В.Е. Шустов), в метрической книге с 1890 по 1918 годы Ходарской церкви я не нашла Ивана Егоровича Архипова, 1894 г.р., Ивана Яковлевича Иванова, 1913 г.р., и Петра Яковлевича Яковлева, 1911 г.р. Кто же они?

Точного числа погибших мы до сих пор не знаем. И узнаем ли, если даже в такой маленькой деревне из 100 домов забыли многих?! А как вспомнить всех тех, по чьей земле прошла война? Умирают не только вернувшиеся с фронта воины. Их дети тоже не вечные…

Оставьте память внукам и правнукам. Обновите, восстанавливайте уголки памяти о погибших в клубах, библиотеках. Восстанавливайте  и ухаживайте за памятниками погибшим и пропавшим без вести нашим защитникам не только в больших деревнях, но и в маленьких деревушках.

Н. АЛБУТОВА.




  Просмотров:  1110  |  Распечатать
Опубликовано:  07 мая 2013


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.