Скажу вам прямо...




До этого за время пребывания на высших госдолжностях он шесть раз отвечал на вопросы будучи президентом и четыре - премьером.

Сегодня мы публикуем ответы президента на наиболее важные вопросы.

Об итогах года

Прежде всего, я бы обратил внимание на повышение уровня доходов граждан. У нас растут заработные платы. Многие эксперты обращают внимание на то, что зарплата растет опережающими темпами, быстрее, чем уровень производительности труда. Это с точки зрения экономики - не самый лучший показатель, но с точки зрения социальной справедливости, конечно, мы двигаемся в правильном направлении.

Мы дважды проиндексировали пенсии - в феврале и в апреле. И пенсия по старости впервые перешагнула рубеж в 10 тысяч рублей. Наряду с материнским капиталом мы ввели еще оплату за рождение третьего ребенка в демографически сложных регионах. 

В целом демографическая ситуация улучшается. У нас рекордные показатели по рождаемости. Несколько ухудшилась ситуация по снижению смертности, это я бы отметил, с этим нужно разбираться. У нас повышены стипендии студентам, как мы и договаривались, сделан еще ряд положительных шагов в социальной сфере. Одно из важнейших направлений - улучшение условий ведения бизнеса. Здесь тоже есть положительные тенденции, и международные организации это отмечают. Развивается и все то, что связано с масштабной программой по переоснащению армии и флота современным оружием.

О состоянии экономики в условиях спада

Мы все прекрасно понимаем, что тот спад в мировой экономике, который наблюдается, особенно в еврозоне, на нас отражается серьезно, потому что Европа - это наш основной торгово-экономический партнер. На совещании в Сочи мы собрались, чтобы еще раз оценить ситуацию, послушать разные точки зрения, понять, есть ли в этом спаде наша собственная доля, внесли ли мы в этот спад своей политикой какой-то негативный вклад или нет.

Должен сразу сказать, никакого секрета здесь нет: часть членов правительства считает, что наш вклад здесь есть, и он заметный. Часть членов правительства считает, что никакого нашего вклада здесь нет, это результат негативного развития мировой экономики, и нам нужно просто внимательно смотреть за тем, что там происходит, и иметь на всякий случай инструменты реагирования, если кризис будет разрастаться. Среди экспертов мнения тоже разделились. У нас нет водораздела между правительством и президентом, администрацией и правительством. Водораздел проходит по сущностным вопросам, по сути, как относиться к тем событиям, которые происходят.

Но я вам скажу, в чем суть дискуссии. Некоторые коллеги считают, что сложились несколько факторов.

Во-первых, мировой экономический кризис, который продолжается, в том числе в еврозоне. И на нас он тоже влияет. Второе, это слишком жесткая кредитно-денежная политика внутри самой Российской Федерации. Она в значительной степени обоснованная, потому что направлена на таргетирование инфляции, то есть на борьбу с ростом цен. Это делается в интересах граждан. Но некоторые считают, что это слишком зажало денежную массу, что Центральный банк перешел к плавающему курсу, перестал выходить с закупками валюты на внутренний рынок; значит, объем денежной массы уменьшился. Считают, что мы ввели так называемое бюджетное правило и начали в большем объеме изымать с рынка так называемые нефтедоллары. Объем денежной массы в конечном итоге тоже уменьшился.

Банки, несмотря на снижение инфляции, продолжают кредитовать под высокий процент и физических лиц, и юридических лиц - всех участников экономической деятельности. И некоторые коллеги говорят: нужно внести определенные коррективы. Собственно говоря, здесь водораздел споров. Наверное, коррективы нужны, но я хочу подчеркнуть: фундаментальные основы нашей экономической политики останутся без изменения.

Мы будем и дальше уделять внимание прежде всего макроэкономическим показателям и ориентировать реальную экономику на удовлетворение социальных потребностей населения.

Об оценке деятельности правительства

Необходимо, чтобы все руководители любого ранга: и в президентских структурах, и в правительстве - чувствовали и понимали, что рядовые граждане внимательно следят за результатами нашей работы и дают свои оценки. Ориентироваться нужно именно на мнение граждан.

Что касается непосредственно отдельных министров либо правительства в целом, я уже, конечно, многократно слышал различные призывы то одного министра уволить, то другого, то правительство целиком отправить в отставку.

Разделяю вашу точку зрения по поводу того, что спрос со всех уровней власти должен быть жестким. Вместе с тем обращаю ваше внимание на то, что правительство не работает еще и года, года не прошло. Конечно, претензий наверняка и за это время накопилось немало, но нужно дать людям реализовать себя или понять, что кто-то не в состоянии этого делать, но за год это невозможно. Это колоссальный объем ответственности и работы.

Повторяю, претензий может быть много, но нужна ли такая кадровая чехарда, не знаю. Скорее это принесет больше вреда, чем пользы.

О коррупции

Я считаю, что коррупция вообще, а в нашей стране в частности, есть везде, хочу вас заверить. Вопрос в уровне этой коррупции. Не скрою, что у нас особенно бытовая коррупция носит запредельный характер и, по сути дела, представляет угрозу для общества в целом. Поэтому будем с ней бороться с не меньшим упорством, чем с инфляцией в экономике. Я полагаю, что никаких перегибов здесь нет.

В целом в прошлом году к уголовной ответственности было привлечено свыше 800 человек, которые имеют особый правовой статус. Имеются в виду представители правоохранительной системы, депутаты различных уровней, чиновники самого высокого ранга.

Хочу подчеркнуть, у нас разрешено всем гражданам Российской Федерации хранить свои средства там, где они посчитают нужным, в том числе и в иностранных финансовых учреждениях. Я в свое время не только с этим согласился, я это поддержал. Почему? Потому что слишком часто наши граждане сталкивались с проблемами, когда их просто надували жестко и жестоко. В начале 90-х обманули, когда «сожгли» все накопления граждан, потом в 1998 году они опять все потеряли. Нужно дать людям свободу выбора. Но есть особая категория людей, которые сознательно выбирают для себя государственную службу, и пусть они для себя решат, что для них важнее: или деньги хранить за границей, или служить гражданам Российской Федерации на этих высоких постах, до которых они доросли по службе.

И есть еще один момент, на мой взгляд, чрезвычайно важный. Если человек хранит деньги за границей и если это немалые деньги, он всегда находится в состоянии зависимости от той государственной системы, где у него хранятся деньги. И надо людей от этой зависимости освободить. Человек должен выбрать для себя: хочет быть на госслужбе - пусть деньги (никто же не отбирает) переводит сюда. Особенно это касается людей, которые работают в экономической, правительственной сферах, депутатов обеих палат парламента: от них зависит экономическое состояние в конце концов государства. Если они не доверяют своей собственной экономической системе, так что же они тогда здесь делают? Пусть денежки сюда тащат, тогда будет больше шансов того, что настойчивее будут работать над укреплением нашей финансово-экономической системы.

О смертной казни

Вопрос о смертной казни давно дискутируется в обществе. Знаете, когда иногда сталкиваешься с такими вещами (трагедия в Белгороде. - Прим. «РГ»), так рука сама тянется к авторучке, чтобы подписать какие-то документы, направленные на возвращение смертной казни, или попросить об этом депутатов. Но надо поговорить со специалистами, с криминологами. А специалисты считают, что само ужесточение наказания не ведет к искоренению, к снижению уровня преступности.

Я уже приводил этот пример чуть ли не на «прямой линии» когда-то. В Римской империи за карманную кражу приговаривали к смертной казни, и больше всего краж было во время этих смертных казней, потому что больше всего народу скапливалось на площадях. Это такой хрестоматийный пример из криминологии.

Я понимаю возмущение граждан и желание наказать преступников - вопрос в эффективности. Преступники, о которых идет сейчас речь, и иже с ними такие же, почему обязательно выйдут на свободу? У нас есть такая мера наказания, как пожизненное тюремное заключение. Уверяю вас, условия содержания там далеко не санаторно-курортные.

О росте тарифов ЖКХ

В системе ЖКХ накопилось очень много проблем, отрасль в целом нуждается в обновлении и в инвестициях в нее. Но это не значит, что можно делать это таким варварским способом, перекладывая всю нагрузку на плечи граждан.

Правительство приняло решение, согласно которому тарифы можно в отопительный сезон повышать, а в неотопительный сезон сдерживать. Но это привело к тому, что в отопительный сезон пошел обвальный рост этих тарифов. Я не говорю, что правительство обязано сейчас немедленно отменить, но нужно отрегулировать такие вещи. Простому гражданину, честно говоря, без разницы постановление правительства, люди-то не знают на самом деле, что в отопительный сезон будут резко повышаться стоимость и тарифы, никто специально на это денег не откладывает, люди не думают об этом. Когда пришел момент платить, выкатили счет, а денег нет. Платежи должны быть более мягкими в течение года.

Правительство дало мне обещание, что среднее повышение тарифов по году, хочу это подчеркнуть, не будет более шести процентов. Но сразу оговорюсь, среднее по году. В некоторых регионах, допустим, в бывших военных городках, других замкнутых системах, где годами не индексировали ничего, там может быть рост и побольше. Надеюсь, что правительство с этим обещанием справится.

И еще. Там, где люди переплатили, им должны либо деньги вернуть, либо засчитать эти платежи в будущих. Мы так когда-то делали, несколько лет назад, когда я еще был председателем правительства. Ничего не мешает сделать это еще раз.

О материнском капитале

Эта программа была инициирована вашим покорным слугой. В 2006-м начали об этом говорить, в 2007-м она была введена и рассчитана на период до 2016 года включительно. Что это значит? Это значит, что семьи, мамы, у которых родился второй ребенок в этот период времени, до 2016 года включительно, имеют право на участие в программе «Материнский капитал».

Мы изначально и осознанно выбрали именно этот период, потому что мы должны быть уверены абсолютно в том, что федеральный бюджет справится с теми обязательствами, которые у него возникают по выплатам этого материнского капитала. Кстати говоря, он, как мы и обещали, регулярно индексируется. В этом году он составляет, по-моему, 407 или 408 тысяч рублей. Я могу ошибиться там в рублях, в копейках, но свыше 400 тысяч рублей. Это в целом заметная сумма, которая является существенным подспорьем для многодетных семей.

Так вот мы не знали и до сих пор не знаем, потому что проследить динамику демографии с точностью до каких-то долей невозможно, мы же не знаем, сколько у нас родится детей, мы можем только предполагать, мы примерную тенденцию знаем, но точный объем нам неизвестен, и поэтому неизвестно, сколько денег потребуется из федерального бюджета после 2016 года для того, чтобы выполнить безусловно обязательства, взятые федеральным бюджетом, государством перед нашими гражданами.

Что будет после 16-го года? Я считаю, что мы в той или иной форме должны будем продолжить программы поддержки рождаемости детей в нашей стране, но они должны быть более адресными, они должны быть более целевыми.

О пенсионной системе

Правительство должно представить предложения по пенсионной формуле в ближайшее время, в противном случае реформа не начнется с 2014 года. Работа должна быть завершена в самое ближайшее время. Если они этого не сделают, то тогда придется им признать, что они не выполнили этого поручения, и также вряд ли с 1 января 2014 года мы сможем что-то изменить в действующей пенсионной системе. К сожалению, пока конкретных предложений нет. Принятый федеральный закон, который должен вступить в действие с 1 января 2014 года, предусматривает изменение шкалы отчислений в пенсионные фонды. Но, чтобы он заработал, правительство должно подготовить предложения по изменению порядка исчисления пенсий, так называемую «пенсионную формулу». Сейчас перераспределять доходы пенсионной системы и пенсионных фондов из государственного сектора в частный или наоборот без понимания того, как будет исчисляться сама пенсия, крайне опасно или почти невозможно.

О судебной системе

К судебной системе, безусловно, есть много претензий, и часто обоснованных, но говорить о том, что она у нас находится в загоне, - факты не дают право так говорить. Только 15% из всех участников судебных споров обращаются в вышестоящие судебные инстанции для того, чтобы оспорить принятые решения.  Более того, российская судебная система развивается. С прошлого года в России введена система апелляционных судов по уголовным делам, с этого года - по гражданским делам. Но развитию судебной системы нужно уделять больше внимания. Надеюсь, что, в том числе, удаление Верховного и Высшего арбитражного судов России из Москвы, где сосредоточие коммерческих интересов наблюдается, географическое смещение не помешает, а будет способствовать развитию судебной системы.

О ВТО и сельском хозяйстве

Вопрос о вступлении в ВТО и самочувствие такой важнейшей отрасли, как сельское хозяйство, конечно, между собой очень тесно связаны. Но присоединение к ВТО не означает для сельского хозяйства конец его развития. Ведь в чём опасность для сельского хозяйства при вступлении в ВТО? Сокращение возможной поддержки со стороны государства, сокращение субсидирования. Это первое. И второе - доступ на наши рынки дешёвого, но достаточно качественного товара.

Что касается доступа дешёвого и качественного товара, то в целом идея заключается в том, чтобы подталкивать нашего производителя - и не только в области сельского хозяйства, но и в других отраслях производства - к тому, чтобы он выпускал товары по ценам, приемлемым для наших граждан, а по качеству желательно лучше мировых. Очень рассчитываю, что так же будет вести себя сельское хозяйство.

Но, конечно, есть и угрозы. Для того, чтобы эти угрозы купировать, и для сельского хозяйства в частности, разработана целая система мер защиты. Прежде всего она в чём выражается? В продолжении субсидирования. Как вы знаете, в этом году начали субсидировать ещё и на гектар. И, более того, объём поддержки в этом году для сельского хозяйства по сравнению с прошлым (и в прошлом-то году он был немаленьким, но в этом году он ещё увеличится) достигнет 180 миллиардов рублей только из федерального бюджета. Совсем недавно правительство объявило о том, что приняло решение дополнительно направить нашим сельхозпроизводителям поддержку в объёме 42 миллиардов рублей. И вместе, хочу это подчеркнуть, вместе с региональной поддержкой в этом году она составит где-то примерно 260 миллиардов рублей.

О легализации легких наркотиков

Нет. Власти России не пойдут на легализацию легких наркотиков. Только конопля, как производная для сельского хозяйства, может быть использование, но как легкий наркотик - категорически против. В Голландии смысл этой легализации заключался в том, чтобы оттащить людей от тяжелых наркотиков. Практика показывает, что этого не происходит, а наоборот - это только как первый шаг к тяжелым, к тяжелой зависимости. И нам не нужно этого делать.

Источник: RG.ru.




  Просмотров:  822  |  Распечатать
Опубликовано:  30 апреля 2013


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.