Современная полиция: лицом к обществу




Полиция - система государственных служб и органов по охране общественного порядка. Она осуществляет широкий спектр функций, набор которых неодинаков в разных странах. Наиболее характерной функцией является предотвращение и раскрытие преступлений и других правонарушений. На полицию могут также возлагаться задачи охраны различных объектов, непосредственного поддержания порядка в общественных местах, регулирования дорожного движения, предупреждения аварийности, осуществления административного контроля и надзора в различных сферах деятельности, исполнения решений других государственных органов и т. д. Для решения этих задач органы и должностные лица полиции располагают полномочиями, среди которых - полномочия на применение методов принуждения (что не исключает применения в работе методов убеждения и иных способов обеспечения воздействия правовых норм). 
Существуют различные "полицейские" профессии:
участковый уполномоченный полиции - должностное лицо полиции общественной безопасности органов внутренних дел, осуществляющее служебную деятельность, направленную на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории;
оперуполномоченный - должностное лицо органа дознания, уполномоченное на производство оперативно-розыскных мероприятий в рамках оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности";
кинолог - профессия не менее сложная и ответственная. Кинолог воспитывает и дрессирует собак, изучает их генеалогию. Для успешной работы кинологом необходимо обладать большим зарядом энергии и в то же время быть спокойным, способным показать собаке своё лидерство. Высококвалифицированный кинолог имеет обширные знания о породе, с которой работает, об особенностях экстерьера собаки и её характера. Специалист должен воспитать в собаке качества, которые были заложены в породе веками;
следователь - профессия, связанная со сбором и проверкой каких-либо доказательств по уголовным делам, ведением допросов, очных ставок, опознаний, обысков, осмотров и следственных экспериментов. В российской системе безопасности различают предварительные и судебные следствия. Но такая целостная система деятельности развивалась и совершенствовалась не сразу, а постепенно. Сейчас в каждом отделении полиции работают следователи, и нельзя недооценивать важность их труда для жизни и деятельности государства и граждан;
криминалист - занимается сбором данных, необходимых для восстановления следствием примерной картины происшествия. До приезда криминалиста работники правоохранительных органов не имеют права производить какие-либо перемещения на месте преступления;
полицейский - лицо, уполномоченное поддерживать общественный порядок, охранять покой, здоровье и имущество всех законопослушных членов общества. Естественно, представитель этой профессии также обязан охранять здоровье и имущество правонарушителей, но вот их покой, наоборот, исчезает при виде униформы сотрудников МВД. Кроме формы, полицейского можно также отличить по особым инструментам труда - резиновой дубинке и пистолету. Такие профессиональные орудия обусловлены тем, что ремесло у них особое и требует применения силы, когда другого выхода нет.
Чем хороша профессия полицейского, так это карьерным ростом - вплоть до звания генерала. Стражи порядка пользуются множеством социальных гарантий. Но не стоит забывать, что сотрудники органов внутренних дел каждый день рискуют жизнью, взамен зачастую получая презрительное отношение большинства населения из-за коррупции в своих рядах. Как и было обещано правительством, с 2012 года полицейские стали получать повышенное денежное содержание. Власти уверены, что повышение благосостояния полицейских позволит им чувствовать себя более защищенными в социальном плане, а также заставит их держаться за свои рабочие места. Востребованность специалистов очень высокая на рынке труда.
Профессиональная подготовка сотрудников внутренних дел, правильная их расстановка, в том числе исходя из личных и деловых качеств, является одним из наиболее важных аспектов деятельности кадровых служб МВД России. Система образования МВД России включает в себя довузовскую подготовку (суворовские военные училища), среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование. Кроме того, для приобретения сотрудниками, поступившими на службу, основных профессиональных знаний и навыков существует первоначальная подготовка. Для действующих сотрудников - профессиональная служебная и физическая подготовка.
В 2011 году осуществлен первый этап масштабного реформирования системы образования МВД России, направленного на оптимизацию количества образовательных учреждений. Ликвидированы или перепрофилированы малоэффективные филиалы, расширена сеть образовательных учреждений дополнительного профессионального образования. Сегодня ведомственная система подготовки кадров включает 27 образовательных учреждений, в том числе 21 - высшего и дополнительного профессионального образования, 10 их филиалов, 6 суворовских военных училищ и 90 центров профессиональной подготовки.
В этом году мы приступили к совершенствованию системы первоначальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. Введены в практику дифференцированные сроки обучения в зависимости от уровня образования сотрудников. Начата реализация комплекса мер по переходу к подготовке по профессии "полицейский" принимаемых на службу сотрудников. Уже разработаны новые учебно- программные и методические материалы. При этом значительная часть времени будет отведена изучению специальных дисциплин, доля практических занятий, включая привитие навыков огневой выучки и физической подготовки, будет увеличена.
Современный полицейский должен быть готов к работе с различными слоями общества, причем не только интеллектуально, но и психологически. В начале прошлого учебного года сформирован целый комплекс новых учебных специальностей. Это и "Правовое обеспечение национальной безопасности", и "Психология служебной деятельности", и "Психология и педагогика девиантного поведения", и "Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере". Всего же в образовательных учреждениях МВД России осуществляется подготовка специалистов по 16 программам среднего и высшего профессионального образования, а также по 36 программам послевузовского. Причем каждая специальность включает ряд специализаций и профилей подготовки, ориентированных на потребности различных подразделений органов внутренних дел. Профилизация вузов - важный этап модернизации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Смысл ее заключается в том, что образовательные учреждения МВД России берут на себя функции учебно-научных центров, которые будут обеспечивать приоритетные направления подготовки. Это позволит придать образовательному процессу практическую направленность, приблизить его к оперативной обстановке на местах, обеспечить как тесную связь преподавателей вузов и ученых с практикой, так и взаимодействие профессорско-преподавательского состава и сотрудников органов внутренних дел. Профили образовательных учреждений устанавливаются исходя из наработок признанных научных школ, опыта подготовки специалистов определенной квалификации и наличия необходимой учебно-материальной базы. Так, Орловский юридический институт МВД России становится учебно-научным центром по подготовке сотрудников для подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Волгоградская академия МВД России - следователей и экспертов-криминалистов, Нижегородская академия МВД России - оперуполномоченных экономической безопасности и противодействия коррупции.
Сегодня в систему образования МВД России входят 6 суворовских училищ. В них готовят несовершеннолетних юношей не только по общеобразовательной программе, но и по дополнительным, предусматривающим углубленную юридическую, военную и физическую подготовку. Главная цель училищ - ранняя профессиональная ориентация молодежи на учебу и службу в органах внутренних дел. В стенах этих учреждений созданы условия для психолого-социальной реабилитации социально незащищенных групп детей, а также для разностороннего развития личности, выработки нравственных качеств, психологической устойчивости, привития уважения к службе в органах внутренних дел. Ребята, оставшиеся без попечения родителей, из социально незащищенной категории населения, а также дети сотрудников органов внутренних дел, и в первую очередь из семей сотрудников, погибших или получивших инвалидность при выполнении служебного долга, имеют возможность получить полноценное образование с последующим поступлением в учебные заведения министерства.
Процесс реформирования ведомственного образования еще не завершен, но сделанное уже позволило создать оптимизированную систему ведомственного образования, позволяющую реализовывать многоуровневую подготовку кадров для органов внутренних дел Российской Федерации. Требования, которые общество сегодня предъявляет к сотрудникам органов внутренних дел, достаточно высоки. Ведь главное предназначение органов внутренних дел - защита прав и свобод граждан. Поэтому в настоящее время руководство Министерства внутренних дел Российской Федерации взяло курс на придание деятельности полиции социально ориентированного и открытого характера. Веление времени таково, что каждый сотрудник должен выполнять свою работу безукоризненно и профессионально, соблюдая нормы этики и морали, а потому быть полезным обществу.
Л. ДМИТРИЕВА, зам. начальника МО МВД России "Шумерлинский".




  Просмотров:  2272  |  Распечатать
Опубликовано:  10 марта 2013


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.