За "языком"




За "языком"

 

Окончив Тамбовское кавалерийское училище, Николай Акимович  участвовал в боях за освобождение Сталинграда, Крыма.

- Гвардейцы, - вспоминал Николай Акимович, - храбро сражались за освобождение Белоруссии, прибалтийских территорий, самое активное участие принимали при штурме Кенигсберга и завершили боевые действия на территории фашистского рейха.

Николай Акимович выполнял самые ответственные задания, возглавляя разведроту армии. На счету его роты  немало успешно проведенных операций по захвату "языков" и ценных сведений о вражеских войсках.

В армейской газете "В атаку" была напечатана статья "Победа дается умелым и смелым" об одном из боевых эпизодов разведроты под руководством капитана Н.А. Тувалькина. В следующей публикации об этой операции рассказал сам Н.А. Тувалькин на страницах армейской газеты "Подготовка", статья была перепечатана в газете "В атаку": "Что же решило успех этой операции?

 Прежде всего тщательная подготовка. Вся группа разведчиков в течение трех дней безвылазно сидела на переднем крае и вела наблюдение за указанным объектом. Когда наблюдение было закончено, я отвел группу Стадника в тыл и стал тренировать ее на местности, сходной с той, на которой предстояло действовать. При этом особое внимание уделял управлению во время движения. Мы установили интервал между группой захвата и группами прикрытия 10 метров. Группа заграждения должна была двигаться впереди на 15 метров. Были продуманы все детали, до последней мелочи. Успех наших разведчиков даже превзошел ожидания. Они действовали с искусством и храбростью, сражались как герои. Все без исключения. На всякий случай для прикрытия их отхода были подготовлены минометы и три станковых пулемета. Но они оказались неиспользованными. Немцы открыли огонь только тогда, когда раненого фрица уже доставили на командный пункт. Группа Стадника действовала отлично - и разведчики, и приданные им саперы".

О том, что было дальше, рассказывает гвардии старшина Ф.И. Стадник: "Все было готово. Мы сидели в своей траншее и с нетерпением ждали темноты. И вот землю окутал мрак. Первыми тронулись саперы Кузьмин и Кудинов, сопровождаемые двумя разведчиками - Земницким и Ивненко. Спустя часа полтора Земницкий приполз обратно: "Проходы сделаны. Можно двигаться..." Тремя группами, в шахматном порядке, мы поползли в сторону расположения фашистов. Друг за другом, след в след. Ни шороха, ни шума... До немецкой траншеи было метров двести, а ползали мы почти три часа. Направление выдерживали по ориентиру, которым служила телеграфная линия, проходившая немного в стороне. Она хорошо видна была в темноте. Бруствера вражеской траншеи три группы достигли одновременно. Немцы совершенно не подозревали, что мы рядом с ними. 

Все дальнейшее разыгралось очень быстро, как по нотам. Земницкий "снял" часового у блиндажа и блокировал находившихся там немцев. Михайловский в это время ликвидировал группу фрицев, стоявших у пулемета слева от блиндажа, захватив в плен раненого командира вражеского взвода боевого охранения. Кириллов прикончил фрица-пулеметчика справа и взял его пулемет. Фрицам в блиндаже было предложено сдаться, но они вступили в бой. Земницкий гранатами навсегда "успокоил" их. Боевое охранение немцев было полностью уничтожено. 

Без единой царапины с "языком" и трофейным пулеметом мы вернулись домой, в расположение части".

Этот эпизод был включен в учебник по тактике для военных училищ страны, как наиболее грамотно проведенная операция в годы Великой Отечественной войны.

А вот что пишет командир группы захвата гвардии рядовой Земницкий: "Мы вскочили в немецкую траншею вчетвером: я, Ивненко, Филонов и Пешков. Слева и справа от нас, за бруствером, залегли группы прикрытия. В траншее, у блиндажа, спиной к нам стоял немец-часовой. Выстрелом я уложил его. К двери блиндажа подскочили Ивненко и Филонов. В это время прогремели два мощных взрыва. Из двери выскочил немецкий солдат. Короткой очередью из автомата Ивненко сразил его. Дверь захлопнулась.

- Хенде хох! - крикнул я немцам, засевшим в блиндаже. Они начали стрелять из пулемета и автоматов сквозь дверь. Вскочив на бруствер, я метнул в печную трубу две противотанковые гранаты. Взрыв выбил дверь блиндажа. Ивненко еще раз крикнул: "Хенде хох!". В ответ - выстрел. Я увидел, что внутри блиндажа, на нарах, стоит пулемет. Из него-то фашист и вел огонь. В ту же минуту услышал голос Михайловского: "Есть "язык"! Можно отходить". Я бросил гранату в блиндаж. Она взорвалась и разнесла блиндаж окончательно. Живых фрицев после этого не осталось. А было их там около двух десятков. Как сельди в бочке".

Рассказ продолжает командир группы прикрытия С. Кириллов: "Группа захвата, унося раненого немца, отходила. Вдруг справа раздались две короткие пулеметные очереди. Я успел заметить вспышки выстрелов и пополз туда вдоль бруствера траншеи, держа наготове противотанковую гранату. Вскоре различил в траншее темную фигуру, прильнувшую к пулемету, ствол которого был направлен в сторону моих товарищей с "языком".

Немец, видно, искал цель. Брошенная мной граната взорвалась за его спиной. Убедившись, что фриц мертв, я схватил пулемет с лентой и пополз с ним за группой захвата, прикрывая ее отход. У прохода через минное поле я задержался и приготовил трофейный пулемет к стрельбе.

Предусмотрительность оказалась лишней.

Когда мы уже были дома и фельдшер перевязывал пленного, немцы из глубины своей обороны открыли сильный минометный огонь по траншее, в которой мы только что побывали. Поздно схватились!

Мы долго хохотали, видя, как немцы "гвоздят" траншею, наполненную трупами их солдат".

За годы войны разведгруппа гвардии капитана Н.А. Тувалькина провела много удачных боевых разведывательных операций. Капитан отмечен высокими правительственными наградами, Благодарностью Верховного Главнокомандования. С достоинством он носил орден Александра Невского, три ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды и несколько боевых медалей.

В боях под городом Сталино Донецкой области Николай Акимович был тяжело ранен.

После войны Н.А. Тувалькин закончил Военную академию им. Фрунзе, работал на руководящих должностях в армии.

Будучи ветераном Великой Отечественной войны, он принимал активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи. 

Он ушел из жизни после тяжелой, продолжительной болезни.

В своей книге "Пройденный путь" Н.А. Тувалькин, полковник в отставке, оставил своего рода наказ молодым: "Моя мечта с детства - это служить честно своей Родине в рядах Вооруженных Сил своей страны. Любить свою Родину, честно и самоотверженно трудиться на ее благо, защищать ее от внешних врагов - долг каждого гражданина. И не верьте тому, когда говорят, что у России нет врагов. Даже Император Александр III говорил: "У России нет друзей. У нее есть армия и флот".

В. СИМСОВ, ветеран Великой Отечественной войны, Почетный гражданин Шумерлинского района.




  Просмотров:  1859  |  Распечатать
Опубликовано:  25 февраля 2013


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.