С оглядкой на прошлый год




С 1 сентября 2011 года во всех школах России введен в действие новый образовательный стандарт - ФГОС НОО. "Dura lex sed lex", - говорили в Древнем Риме: "Суров закон, но это закон". Стандарт принят, и школы уже год отработали по-новому. Но всякое  новое, тем более такое масштабное действие, как введение стандарта, серьезно перестраивающего жизнь начальной школы, требует осмысления. И хотя времени прошло не так много, настал момент подытожить первый опыт, чтобы избежать ошибок и двигаться в правильном направлении.

С оглядкой на прошлый год

 

Творческий потенциал педагогического коллектива школы № 2, его профессиональная компетентность, личностные качества педагогических работников, стремление к самосовершенствованию, интерес к творчеству и инновационной деятельности  позволили педагогам работать по-новому в рамках внедрения ФГОС начального общего образования. ФГОС базируется на "трех Т", то есть, представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО): к структуре ООП НОО, к результатам освоения ООП НОО, к условиям реализации ООП НОО.

Основная образовательная программа начального общего образования в нашей школе была написана рабочей группой к маю 2011 года, а в сентябре 2011 года в нее были внесены необходимые изменения.  Основная образовательная программа школы № 2 в соответствии с требованиями стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов.  Он включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы. В него входят учебный план начального общего образования, план внеурочной деятельности, систему условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Учебный план начального общего образования  и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации ООП НОО. Для учащихся первого класса он составлен на основе базисного учебного плана.

С оглядкой на прошлый год

 

Школа № 2 работает по базисному учебному плану 2004 года. Федеральный компонент образовательного государственного стандарта 2004 года уже ориентировал образование не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Учителями школы были разработаны рабочие учебные программы (далее РУП), создана электронная база РУП. Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.), но и провозглашает важность метапредметных результатов (способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также личностных результатов (системы ценностных ориентаций, интересов, мотивации и т.п.).

Поэтому учителя начальных классов, музыки, физической культуры, иностранного языка, проделав обширную кропотливую работу, впервые внесли коррективы в РУП в соответствии с требованиями ФГОС: дополнили пояснительные записки, отразили предметные, метапредметные и личностные результаты освоения учащимися основной образовательной программы, в содержании РУП отразили личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Огромная работа проведена в школе по методическому  сопровождению ООП НОО, особенно программы формирования универсальных учебных действий (УУД). Мы разработали методический алгоритм, который помог выстроить некий механизм формирования УУД, в ходе его разработки были получены такие новые педагогические продукты, как таблицы "Приоритеты предметного содержания в формировании УУД", "Задания для диагностики и формирования УУД", технологические карты "Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках различных типов" и другие. В процессе работы мы преодолели такие проблемы, как упрощенное понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока (сейчас учителями начальных классов проводятся интереснейшие уроки в соответствии с требованиями ФГОС), необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы и широкое использование цифровых образовательных ресурсов, отсутствие опыта разработки отдельных разделов основной образовательной программы начального образования (отдельных учебных предметов, курсов). Согласно требованиям ФГОС, учитель из транслятора знаний постепенно превращается в человека-навигатора, организатора учебной деятельности детей.

Проведенная в мае 2012 года диагностика предметных, метапредметных, личностных результатов первоклассников нашей школы показала, что программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования успешно реализуется.  Неоценимую помощь в проведении этой диагностики школе оказал Чувашский республиканский институт образования, вооружив учителей и руководство школы соответствующими новейшими методиками мониторинга. Общий мониторинг, в частности, показал, что абсолютно все ученики первых классов достигли запланированных результатов обучения, при этом 60% учащихся достигли базового уровня, а 40% - повышенного уровня обученности по всем предметам первого класса.

Благодаря практическим наработкам по новому образовательному стандарту начальная школа становится локомотивом, который ведет за собой всю школу. Получается, что уже сейчас школа способна добиться решения тех задач, которые перед образованием еще только ставятся. Конечно, сделать это можно только в том случае, если удастся обеспечить методическое сопровождение каждого учителя, включающегося в инновационную деятельность, а внедряемые технологии будут использоваться комплексно, дополняя и усиливая возможности друг друга.

Г. Макарова, заместитель директора по УВР.




  Просмотров:  1432  |  Распечатать
Опубликовано:  24 августа 2012


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.