Скажи-ка мне, малыш…




С каждым годом детей с речевыми нарушениями становится  больше, а  сами речевые нарушения - сложнее. Нарушение коммуникативной стороны речи  негативно  влияет на  личностное развитие ребенка. Как предупредить эту проблему? С какого момента необходимо начать работу  по профилактике речевых нарушений?

С того самого момента, когда молодые люди  решили вступить в брак и пополнить семью детьми. Знание генеалогического древа  по линии матери и отца позволит   понять,  какие перспективы ждут малыша в будущем. Если нет заболеваний, передающихся по наследству, то часть тревог по поводу здоровья  будущего ребенка  можно исключить.                                                                             

Трудно предусмотреть все отрицательные факторы, влияющие на  развитие малыша,  ученые насчитали их более 400, но  соблюдать элементарные  правила  по предупреждению нарушений в его развитии, в том числе и речевых, можно. Это здоровый образ жизни родителей,  их эмоционально положительный фон взаимоотношений, избегание стрессовых ситуаций, вирусных и инфекционных заболеваний, отказ от  лекарственных препаратов во время беременности без консультации врача.

Но вот долгожданный любимец  появился на свет. Молодые родители должны знать о развитии ребенка в каждый период его жизни, чтоб не впадать в   панику при малейшем подозрении на  заболевание или наоборот не пропустить его начало. Регулярные посещения участкового врача-терапевта помогут определить, соответствуют ли норме данные его нервно-психического развития. Желательно все режимные моменты и моменты общения с ребенком  сопровождать речью. Отмечено, что у детей-отказников, попавших в дом ребенка в раннем возрасте, наблюдается процесс «госпитализации».  Ребенок не реагирует на взрослого,  не умеет контактировать, что приводит к задержке  его речевого развития.  Важно наполнить младенчество колыбельными  песнями,  эмоциональным и тактильным  общением. В этом случае, когда малышу исполнится два месяца,  родители смогут  почувствовать радость  от его ответной улыбки, именуемой  комплексом  оживления.  Интонационно выразительные  потешки,  игры  с погремушками принесут свой  результат в виде понимания обращенной речи и ответного гуления, смеха.                                                                                                                                                                   К 7 месяцам малыш готов к  элементам игровой  деятельности. Он хватает игрушки, рассматривает их. Роль взрослых - быть рядом и  помогать разбираться, что к чему (где носик, а где хвостик).  Накопленные знания он будет оречевлять позже, а  в данный период идет пополнение  пассивного словаря (до начала собственной речи дети понимают от 50 до 100 слов). Все это время взрослые должны вносить в жизнь ребенка разнообразие речевого  материала, соответствующего его возрасту.  Игры, книжки с картинками, песни, стихи и сказки  должны сопровождать малыша на каждом возрастном этапе его развития.

Исследования, проведенные в одной из колоний строгого режима, показали, что  большинству   заключенных  в детстве не пели колыбельных песен, и сами они не умеют общаться с детьми раннего возраста. Все время, пока формируется  и развивается малыш, родители должны  вовремя посещать специалистов.  Знание основных периодов становления речи дает возможность вовремя внести коррективы. Осмотр невропатолога,  окулиста,  ЛОР-врача - одно из средств профилактики речевых нарушений.  В ближайшем будущем  это важно для правильного  формирования звуковой культуры речи детей, которая   включает в себя развитие речевого слуха, звукопроизношения, словопроизношения, речевого  дыхания при произнесении слов и фраз.

Еще раз хотелось бы напомнить, что подготовка к овладению языком у детей начинается в возрасте   3-4 месяцев с упражнений речевого аппарата в произнесении звуков. Этот период в развитии речи детей называется периодом гуления. Следующая ступень в подготовке к овладению детьми языком обычно относится к периоду лепета, ее  связывают с началом понимания ими отдельных фраз и предложений.  Произношение ребенком первых слов происходит в конце первого года жизни (с 8 месяцев) или в начале второго года (с полутора  лет).  Время наступления того или иного периода в развитии речи детей может быть различным и зависит от уровня физического развития ребенка, состояния его нервной системы, особенностей высшей нервной деятельности и влияния речевой среды.

Существует определенная последовательность в овладении детьми акустическим составом слов языка. Дети сначала овладевают комплексом ряда ударных звуков или слогов и пропускают неударные слоги. В основе восприятия слов и их произношения лежит совокупная деятельность слухового, речедвигательного и зрительного  анализаторов.    Синтезирование слогов в слова происходит у детей уже в конце первого года жизни.  Период словотворчества приходится на кризисный возраст трех лет и длится до пяти лет. Значение слов, употребляемых ребенком в начале овладения языком, своеобразно. Ребенок может понимать и в соответствии с этим употреблять слова в слишком узком значении или наоборот – широком, активно использует в речи словотворчество. К 6-7 годам ребенок четко и правильно произносит все звуки родного языка. Исчезает смягчение согласных, исчезают замены шипящих свистящими звуками. Дошкольник грамматически правильно строит предложения. Составляет рассказы из личного опыта, по картине, по предложенной схеме.  Если же его речь не соответствует норме, значит, требуется   вмешательство логопеда и проведение коррекционной работы.

 Т. Балакирева, учитель-логопед д/с № 15. 




  Просмотров:  2060  |  Распечатать
Опубликовано:  30 марта 2012


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.