Своя территория




Своя территория


Те, кто учился в советское время, хорошо помнят, как записывать их в первоклассники приходили учителя именно из школы своего микрорайона – детей на всех хватало. Демографическая яма и новый строй 90-х годов заставили и учителей, и воспитателей буквально охотиться за детьми, чтобы наполнить свои учреждения. А в 2000-ных при свободе выбора школы для ребенка родители стали ориентироваться на материальную базу, педагогические новинки, престижность не просто самой школы, но и класса. Не секрет, что впоследствии такие школы с большим желанием набирали детей, с чьими родителями возможно взаимовыгодное сотрудничество. В рядовых школах же еле-еле набиралось две параллели классов. В таком невыгодном положении оказалась, например, школа № 6, несмотря на то, что она была правопреемницей закрывшейся паланской, пятой, школы. Именно руководством школы № 6 на уровне города не раз поднималась тема закрепления за школой детей из прилегающего микрорайона.

Сейчас бывший директор 6-ой Т.А. Караганова стоит во главе отдела образования администрации города. Поэтому все вопросы, связанные с приемом юных шумерлинцев в муниципальные учреждения образования, адресованы ей.

Корр.: Татьяна Анатольевна, как жесткое закрепление потенциальных учеников за конкретной школой согласуется с конституционным правом человека на образование, в том числе на выбор учебного заведения?

- Хочу сразу заметить читателям, что не нужно понимать изменения, внесенные в статьи 16 и 31 закона об образовании, как ограничение прав граждан. Это в корне неверно.

Нововведения призваны лишь упорядочить процедуру приема детей в школы и отрегулировать возникшие перегибы. Ведь что мы имели: в погоне за дополнительными средствами при подушевом финансировании школ где-то отмечалось превышение нормативной численности учащихся в классах, нехватка кабинетов и помещений для внеурочной деятельности, а где-то, наоборот, классы пустовали, учителя оставались без работы, школа увядала. Проще можно сказать, что поправки в закон призваны исключить прием в общеобразовательное учреждение «по блату», через конфликтные ситуации, призваны устранить преимущество одних детей перед другими.

Для примера скажу так: есть на данной территории школа с определенным количеством ученических мест, есть заявления родителей, проживающих в этом микрорайоне. Эти заявления будут рассматриваться в первоочередном порядке, и при условии неполной загруженности класса на вакантные места будут приниматься дети из других микрорайонов. При таком порядке не нужно будет увеличивать число классов-комплектов и вводить вторую смену, а помещения можно будет использовать под дополнительные кружки и секции.

Нужно еще отметить, что так или иначе принцип территориальности в Шумерле существует, просто границы этих территорий размыты, из-за чего школы при наборе первоклассников дублировали друг друга. Но мы уже начали работу по приведению своей нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями закона, внесли изменения в Положение об отделе образования в части прав и обязанностей отдела по учету детей. Постановлением администрации города установлены границы «пришкольных» микрорайонов. Соответственно, будут усовершенствованы правила приема детей в самих школах. Разъяснительная работа будет вестись и в педагогических коллективах.

Корр.: Как же будет выглядеть набор на вакантные места? Кратко можете рассказать?

- Здесь основным станет принцип очередности. То есть если родители, проживающие, скажем, в районе комбината автофургонов, записали своего ребенка не во вторую, а в третью школу, то их заявление будет рассматриваться в конце августа, после удовлетворения потребностей заявителей микрорайона третьей школы, при условии наличия вакантных мест и в порядке очереди – кто раньше заявил о желании учиться, тех и примут. Если раньше запись в школы начиналась для всех родителей 1 апреля, то сейчас Минобрнауки предлагает проводить ее в два этапа. Для жителей микрорайона, который закреплен за конкретной школой, запись начнется не позднее 1 марта и продлится до 31 июля. Для всех остальных - с 1 августа до 5 сентября. Какие условия будут установлены Минобрнауки, окончательно станет известно на днях.

Корр.: Татьяна Анатольевна, давайте вернемся к школе № 6. Ведь там теперь не только первоклассники, но и дошколята?

- Да, действительно, школа и детский сад «Малыш», который изначально вообще-то и предполагалось сделать подразделением общеобразовательного учреждения, уже прошли процедуру реструктуризации - с 1 декабря детсад был присоединен к школе № 6. Так что теперь это одно юридическое лицо. Школа стала первой в городе, в которой не три, а четыре ступени образования: дошкольное, начальное, основное и среднее. Безусловно, для школы это большой плюс в виде 40 воспитанников, экономии финансовых средств, кадрового потенциала. Изолированность помещений сохранилась, все требования по дошкольным учреждениям строго выполняются. Наличие детсада, надо сказать, повернуло население лицом к школе, уже сейчас там насчитывают более 40 заявлений в первые классы.

Корр.: А что ждет первую школу, у которой со следующего учебного года уже не будет отдельного здания начального звена? Многие родители и сегодняшних, и будущих первоклашек опасаются перехода во «взрослую» школу…

- В настоящее время в образовании существует такая тенденция – разделение начальной и средней ступеней. И для этого не обязательно иметь отдельные здания. В условиях обычных, массово распространенных школ разграничение тоже довольно просто сделать – достаточно для начальных классов сделать отдельный вход в отведенное крыло с отдельной раздевалкой, туалетами. Там обязательно и присутствие учителя, контролирующего порядок во внеклассных помещениях. Отмечу, что во всех городских школах, за исключением первой, принцип расположения начальных классов в отдельном крыле действует.

Безусловно, хорошо, когда начальные классы находились в отдельном здании «Рябинушки», где под них были созданы условия. С другой стороны, город остро нуждается в учреждении дошкольного образования, и то, что подобные здания в Шумерле удалось сохранить в муниципальной собственности, - огромный плюс. Нам удалось войти в республиканскую программу реконструкции детских садов, согласно которой в город будут направлены 40 миллионов рублей. Когда мы запустим этот детсад, проблема нехватки мест для детей будет снята.

Понятно, что грядущие перемены в привычном ритме жизни не могут не вызывать опасений, испуга, жалоб. Но разъяснительная работа, которая велась среди родителей, привела все-таки к пониманию возникшей ситуации. На сегодняшний день проектная мощность здания первой школы, по информации администрации учебного заведения, позволит безболезненно, без ущемления интересов младшеклассников, перевести детей из «Рябинушки» в основное здание. Уже перед началом текущего учебного года мы были ориентированы на перевод учащихся: помещения были подготовлены, оставалось перевезти мебель. Но в связи с проблемами с документацией процесс был отложен на год.

В завершение хочу напомнить родителям будущих первоклассников: никто не запрещает вам выбирать школу и учителей для своих детей, просто право выбора теперь будет реализовываться по определенным правилам. С правилами приема  можно будет ознакомиться в школах весной, после их доработки и утверждения. Поэтому не откладывайте написание заявлений в нужную вам школу на последние дни лета. Если же вас устраивает школа, расположенная рядом с вашим домом, то добро пожаловать в большую, шумную и дружную школьную семью!

Беседовала Н. Игнатьева.

Мнение:

М.В. МУХИНА, учитель начальных классов школы № 1:

- На заседании расширенного президиума Совета при Президенте Российской Федерации по местному самоуправлению 1 ноября прошлого года премьер-министр В.В. Путин отметил, что на модернизацию российских школ только на два последних учебных года выделено 120 млрд. рублей.

Существенному обновлению школ способствовало участие  Чувашии в  приоритетном национальном проекте «Образование», в комплексном проекте модернизации образования и в других федеральных программах. В целом на модернизацию системы общего образования направлено 3,3 млрд. рублей. Реализация  приоритетного национального  проекта позволила качественно улучшить материально-техническую базу школ. В 2011 году приоритетный национальный проект «Образование» в Чувашии реализовывался по 10 направлениям, охватывая и школьное питание, и денежное поощрение лучших учителей, и стимулирование инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, и государственную поддержку талантливой молодежи, и многое другое.

Могу с уверенностью сказать, что шумерлинские школы и педагоги тоже получили существенную поддержку: обновлено оборудование школьных столовых, во всех школах открыты медицинские кабинеты, а в  гимназии № 8 и школе № 6 – стоматологические кабинеты, получено и эффективно используется оборудование предметных кабинетов, компьютерных классов. В этом году начнется оснащение спортинвентарем школьных спортзалов. Что касается начальных классов, то нас радует и новая мебель, соответствующая физиологии младшеклассников, и поступившие перед новогодними каникулами автоматизированные рабочие места учителей. Большие суммы выделяются на ремонт зданий школ. И, конечно, не может не радовать рост заработной платы.

Я хорошо помню, как тяжело приходилось учительству в конце 90-х годов – внимания к проблемам «новой российской» школы было ноль, учителя не получали зарплату, не были обеспечены методической литературой, дорабатывали на старых, еще советских учебных базах, а вместо семинаров и ярмарок педагогических идей мы участвовали в забастовках. Сегодня же только ленивый и недалекий человек не видит, как качественно изменилось отношение государства к образованию. Такого внимания, причем подкрепленного огромными финансовыми средствами, наша система не переживала уже много десятилетий. Создание современной инфраструктуры, внедрение эффективных экономических механизмов, поддержка талантливых педагогов, подающих большие надежды учащихся - все эти процессы направлены на формирование нового качества жизни, на развитие и становление личностей, способных вывести свои регионы, всю Россию на путь инновационного развития.

Справочно

Постановлением  администрации города Шумерли от 6 февраля № 72 за школами закреплены следующие территории:

школа № 1 - ул. Октябрьская (от ж/д вокзала до ул. Дзержинского), ул. К. Маркса, с д. № 23 до ДК «Октябрь», ул. Щербакова, от д. № 26 до конца улицы, ул. Колхозная, до д. № 35, ул. Чайковского, ул. Советская, ул. Интернациональная (от ул. Октябрьской до ул. Советской), ул. Б. Хмельницкого (до ул. Орджоникидзе), ул. Кирова (от ул. Колхозной до ул. Орджоникидзе), ул. Ленина, д. №№ 2, 4, 6, 8;

школа № 2 - корпус 1: ул. Мира, ул. МОПРа, ул. Чернова, ул. Ленина, д. №№ 12, 14, 16 (корп. 1, 2), Банковский пер., проезд Мебельщиков, ул. Маршала Жукова, от д. № 17а, ул. Урукова, ул. Щорса, ул. Дзержинского, до д. № 12; корпус 2: ул. Урицкого,  с д. № 9, ул. Пролетарская (четная сторона), ул. Мичурина, ул. Чехова, ул. Шевченко, ул. Тимирязева, ул. Ломоносова, ул. Рылеева, ул. Некрасова (кроме д. № 62), ул. Горького (кроме д. №№ 35, 20, 16), ул. Заводская, ул. Пушкина;

школа № 3 - ул. Щербакова, д. №№ 13, 16, 18, 25, 29, ул. Францева, ул. Интернациональная, д. №№ 1, 2, 3, 4/1, 4/2, 4/3, 6, 10, 12, 14, 23, 27, ул. Маршала Жукова, д. №№ 1, 2, 3, 8, 11, 12, 13, 14, 16, ул. Сурикова, Профсоюзный пер., ул. Гражданская, ул. Привокзальная, ул. Завокзальная, ул. Достоевского, ул. Белинского, ул. Тоннельная, ул. Кутузова, ул. Грибовского, ул. К. Маркса, д. №№ 13,15, ул. Гончарова, ул. Суворова, ул. Репина, ул. Плеханова, ул. Урукова, ул. Герцена, пер. Гладкова, ул. Крылова, ул. Щербакова, ул. Косточкина;

школа № 6 - ул. Подлесная, ул. Толбухина, ул. Панфилова, ул. Калинина, ул. Черняховского, ул. Халтурина, ул. Чкалова, ул. Дзержинского, с д. № 13, ул. Осипенко, ул. Октябрьская (вверх от ул. Дзержинского), ул. Б. Хмельницкого (от ул. Орджоникидзе до конца), ул. Кирова (от ул. Орджоникидзе до конца), ул. Фрунзе, ул. Первомайская, ул. Луначарского, ул. Чапаева, ул. Колхозная с д. № 35, ул. Орджоникидзе, с д. № 27, ул. Островского, с д. № 27, ул. Казанская, с д. № 20, ул. Маяковского, ул. Толстого, ул. Ватутина, ул. Н. Крупской, ул. Матросова, ул. Вильямса, ул. Докучаева, пер. Садовый, пер. Овражный, пер. Макаренко, ул. Комсомольская, ул. Котовского, ул. Грибоедова, ул. Южная, ул. Сеченова, пер. Сенной, ул. Стройучасток, ул. Чернышевского, ул. Герцена, ул. Крылова, ул. Тургенева, ул. Луговая, ул. К. Иванова, ул. С. Лазо, ул. Гастелло, ул. Радищева, ул. Пархоменко, ул. Гончарова, пос. Лесной, пер. Гладкова, ул. Достоевского, Калининское шоссе, ул. Свердлова, ул. Гоголя, ул. Свердлова (от ул. Октябрьской), пер. Филатова, пер. Разина, ул. Плеханова (от перекрестка с ул. Гончарова);

гимназия № 8 - ул. Ленина, д. №№ 82, 84, 84/1, 86, ул. Ленина,  д. №№ 36,  40, ул. Урицкого, д. №№ 3,  3/1, 4,  5,  6,  6/1, 6/2, 8, ул. Мичурина, ул. Ломоносова, д. №№ 56, 58, 60, ул. Сурская, д. №№ 47/2, 39, 41, 42, 42а, 43, 43/1, 47, 47а, 49, ул. Некрасова,  д. № 62, ул. Коммунальная,  д. №№ 17, 19, 21, 21/1,  23,  23/1, 23/2, 25, 25/1, 25/2, ул. Пролетарская (нечетная сторона), ул. Межевая, ул. Тракторная, ул. Космонавтов, пер. Звёздный, ул. Красноармейская, ул. О. Кошевого, ул. Пионерская, Сурский проезд, ул. Горького,  д. №№ 35,  20,  16, ул. Энгельса, ул. Гагарина, ул. Королева, ул. Молодежная, пер. Сосновый, ул. Кумашкинская, ул. Кооперативная.

В тему

Некоторые направления приоритетного национального проекта «Образование»:

.республиканская целевая программа «Здоровое питание (2011–2020 годы)» и оснащение школьных столовых современной инфраструктурой;

.поощрение лучших педагогических работников (11 федеральных грантов по 200 тыс. рублей, 30 республиканских грантов по 20 тыс. рублей);

.денежное поощрение общеобразовательных, дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, осуществляющих инновационную деятельность (20 грантов Президента Чувашии в размере 200 тыс. рублей каждый);

.выплаты именных стипендий учащимся общеобразовательных учреждений, 1000 специальных стипендий Президента Чувашской Республики талантливым молодым людям за творческую устремленность, премии Президента Российской Федерации в части поддержки талантливой молодежи (в 2011 году из федерального бюджета выделены средства в размере 2,3 млн. рублей, из республиканского бюджета – 22,05 млн. рублей);

.выплата 6,5 тыс. классных руководителей республики дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения в размере 1000 рублей (в 2011 году из федерального бюджета - 102,498 млн. рублей, из республиканского бюджета – 14,5 млн. рублей);

.обеспечение всех 503 школ республики выходом в Интернет (в 2011 году из республиканского бюджета - 7,23 млн. рублей);

.создание сети республиканских опорных площадок «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции» на базе 44 муниципальных образовательных учреждений республики, а также республиканского центра дистанционного образования.

К примеру, в школы города Шумерли в 2011 году поступило учебно-лабораторное, учебно-производственное и компьютерное оборудование, оборудование для школьных столовых и медицинских кабинетов, книг для библиотек на сумму 1,36 млн. рублей, еще 920 тыс. рублей было выделено из федерального бюджета на проведение энергоаудита школ. В текущем году на модернизацию системы общего образования Шумерли предусмотрено направить 1,13 млн. рублей, деньги пойдут на обеспечение ФГОС, информатизацию школ, оснащение пищеблоков и др.




  Просмотров:  2134  |  Распечатать
Опубликовано:  24 февраля 2012


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.