Призыв к сотрудничеству




Перед педагогами, приехавшими почти из всех районов Чувашской Республики, иерей Д. Нестеренко выступил с некоторыми инициативами и призывом к сотрудничеству. «Очень часто приходится слышать о том, что первейшей задачей у нас в стране необходимо ставить повышение материального уровня жизни граждан. С такой задачей спорить не приходится, но при ее активном обсуждении от нашего внимания ускользает что-то очень важное, не просто какая-то важная мысль или некая значительная деталь, а, я бы сказал, целый контекст, речь идет о духовно-нравственном контексте, единственно в котором могут решаться большие и малые задачи», - отметил он. На это обратил внимание Президента республики М. Игнатьева Святейший Патриарх Кирилл при встрече с ним в Патриаршей резиденции в феврале прошлого года, сказав о том, что необходимо проявлять заботу не только о материальном благе граждан, но и об укреплении нравственного начала, иначе материальное благополучие может обернуться для нас большим злом. Сегодня эту общую проблему, эти задачи должны решать сообща и Церковь, и государство, и общество.

Д. Нестеренко привел положительный опыт такого взаимодействия в других регионах, где создаются модели преемственности и непрерывности духовно-нравственного образования и воспитания, выраженные в формуле: детский сад – школа (гимназия) – вуз. Например, в октябре прошлого года священнослужитель познакомился с опытом Белгорода. Жители города открыто говорили о том, что для их губернатора духовная составляющая является приоритетной. С 1998 г. в университете 1200 студентов изучают основы и ценности православной культуры. Предмет стоит в сетке расписаний лекций, оценка идет в диплом, богословские дисциплины ведут священники - кандидаты богословских наук. На сегодняшний день в Белгороде действует православная гимназия, три православных детских сада, являющиеся востребованными и самыми престижными в городе, причем здания были переданы Церкви государством, но содержание православных детских садов на 80 % осуществляется из местного бюджета. В городе также имеются муниципальные детские сады, в которых образованы группы детей, изучающих православную культуру.

В Чувашской Республике эта проблема частично решена открытием экспериментальных площадок в 6-ти детских садах в Чебоксарах, Новочебоксарске, Канаше и Шумерле по апробации программы «Мир – прекрасное творение», автором которого является кандидат педагогических наук Л. Гладких. В настоящее время ведется подготовительная работа, а в начале 2012-2013 учебного года эксперимент будет запущен.

Кроме этого, отметил докладчик, наш регион принял участие в очень важном федеральном образовательном эксперименте – внедрении и апробации в общеобразовательных школах предметов духовно-нравственного содержания на религиозной основе и этики на светской основе как альтернативе для детей из семей, не придерживающихся никакой религиозной традиции. В этом учебном году эксперимент завершился, вышеназванные предметы духовно-нравственного содержания должны в скором времени найти свое место в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Начиная с 2012-2013 учебного года, практика преподавания ОРКСЭ расширяется по всем регионам Российской Федерации ввиду того, что результаты эксперимента оказались положительными вопреки опасениям межрелигиозной и межнациональной розни, которые нам пытались навязать извне некоторые представители российской общественности и властных структур. Но, к большому сожалению иерея Д. Нестеренко, несмотря на, безусловно, положительный исход эксперимента, многие представители образовательного процесса в нашем регионе не придают особого значения и важности ведению в школах духовно-нравственных предметов, которые при более серьезном и вдумчивом подходе к ним могли бы возыметь гораздо больший положительный эффект. Многие руководители общеобразовательных школ, избегая серьезного разговора с учащимися конкретно о православной культуре как основе российской цивилизации, избирают  нейтральные и, как они считают, более безопасные предметы - основы светской этики и основы мировых религиозных культур. А вместе с тем они и менее эффективны. Несостоятельность «Основ мировых религиозных культур», по мнению Д. Нестеренко, в том, что, во-первых, предмет не по возрасту, во-вторых, нужно сначала изучить, понять и полюбить родную культуру – православную, с тем, чтобы потом научиться понимать и уважать культуру других религий. Причем знать основы православной культуры важно не только русским, православным, но и другим народам, населяющим территорию Российской Федерации. «Я помню ситуацию в Ставропольской и Владикавказской епархии, - поделился докладчик, - где в начале эксперимента выбрали стопроцентно основы исламской культуры и после второго тура, когда образованные священники провели в школах разъяснительную работу, 70 % детей выбрали основы православной культуры. И это в исламском регионе. Когда владыка Ставропольский и Владикавказский Феофан встречался с мусульманскими семьями, он их лично спрашивал, почему они выбрали основы православной культуры, на что они отвечали: «Мы должны знать культуру той страны, в которой живем»».

Сложней дело обстоит с противоречивым учебником по основам светской этики, от которого отказался сам автор, вследствие чего учебник так и остался безымянным. Нравственность в России (этика) имеет своим началом православную культуру, отсюда возникает вопрос: насколько же осмысленно может вести этот предмет педагог, не знающий основ православной культуры?  Д. Нестеренко привел в качестве примера опыт работы учителя словесности московской школы № 1166 Т. Шевченко, которая на уроках русского языка и литературы использовала христианскую святоотеческую литературу, в основном книги «Симфония: книги для учителя» и «Глинская пустынь», на сегодняшний день рекомендованные, кстати, Федеральным экспертным советом Минобразования к «широкому внедрению и использованию во всех типах общеобразовательных учреждений». И главное, к чему она пришла в итоге: ее выпускники - это единственный класс, где ребята не курили, не матерились, а приходя домой и заставая родителей за современным чтивом, рекомендовали им читать классику. В итоге родители, вначале считавшие ненужным или слишком личным изучение христианской литературы, полностью согласились с тем, что на фоне всеобщего крушения нравственных идеалов такая работа по духовно-нравственному воспитанию очень важна.

«Признаем ли мы важность такой работы по духовно-нравственному воспитанию и что мы сможем и готовы ли мы что-нибудь предпринять для того, чтобы жизнь в нашей республике тоже стала лучше?! – подводя итог, задал аудитории вопрос иерей Д. Нестеренко. - Это вопросы, над которыми стоит подумать».

Наш корр.




  Просмотров:  2326  |  Распечатать
Опубликовано:  20 января 2012


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.