Всю жизнь прошли с тобой вдвоем…




В начало письма положено стихотворение, посвященное жене в канун 44-ой годовщины супружеской жизни. О поэтическом таланте автора судить сложно, а вот сомневаться в искренности его чувств не приходится.

Ты была еще подростком,

И я тогда был тоже мал,

Когда тебя, свою березку,

Впервые в жизни увидал.

С тобой мы вместе средь природы,

Под солнцем и дождем росли.

Но детства памятные годы

Уже давным-давно прошли.

При нас не раз гремели грозы,

И ветер крушил все кругом.

Была война, и детство

Наше было грустным.

Моя судьба – мое ты детство,

Всю жизнь прошли с тобой вдвоем.

Судьба глядит нам, улыбаясь

В весеннем сладостном хмелю.

Пускай теперь она узнает,

Что с детства я тебя люблю.

Должно быть, именно эти стихотворные строки навеяли далеко не молодой женщине воспоминания. И как кадры старого фильма перед ее глазами промелькнули годы жизни. Ее детства, опаленного войной, ее голодной юности…  А ярким лучиком в той нелегкой жизни всегда была любовь.

Картофельные пряники

«1944 год. Из нашей семьи на фронт ушли четверо мужчин. Получена похоронка на старшего брата. От папы последнее письмо пришло в 43-м. В том письме он написал, что 20 сентября они идут в бой.  Короткие весточки с фронта приходили лишь от одного из братьев, призванного в армию в сороковом…

Нас, детей, у мамы осталось четверо, старшему было пятнадцать лет, младшему – два года. Днем мама крепилась, а ночью мы часто просыпались от ее плача. Подбегали к ней, пытаясь успокоить, а в ответ звучало ее тихое: «Я не плачу. Спите, родные». Однажды мама тяжело заболела – полгода она была прикована к постели. И тогда управляться с хозяйством пришлось нам самим. Добрая соседка тетя Маша Тимофеева научила моего старшего брата доить корову, ведь корова была нашей главной кормилицей.

Мы жили на окраине города, на улице, которая в разные годы называлась Кольцевым лесоскладом, Кумашкинской УЖД, Сурским проездом. С ужасом вспоминаю, что не было дня, когда бы не слышался плач жен, родителей, детей, получивших страшные похоронки на близких людей.

Все жители нашей улицы выращивали овощи. А многие осенью ездили в Бобыльск, где перекапывали колхозные поля в поиске неубранного картофеля. Найденные клубни, частенько гнилые, сушили, молотили в ступе и пекли из них лепешки. Вонючими были те лепешки, но нам, детям войны, они очень нравились. Пряниками называли мы их.

А еще на нашей улице росло много берез, и было  невероятное количество полянок. Завтраки, обеды и ужины взрослые готовили на кострах, а хворост для огня подтаскивали дети. Дети и взрослые были необыкновенно дружны между собой.

Вот вырастем и поженимся!

Старшие мальчишки опекали девочек. Зимой они учили нас кататься на коньках и лыжах, а летом – плавать на Суре. В 44-ом году мне было 9 лет, а соседскому мальчику – 12. Часто мы вместе возвращались из школы, вместе играли в лапту, в прятки, в футбол.

Как-то он предложил мне: «Давай будем дружить!». «Так мы уже дружим!», - ответила я ему тогда.  «А когда мы вырастем большими – поженимся», - неожиданно произнес мальчишка. Рассмешили меня тогда его слова. А он обиделся. И в отместку сказал своим друзьям, что женится на мне, когда станет взрослым.

С той поры в округе нас стали дразнить женихом и невестой, а на заборе время от времени появлялись свежие записи: «Тили-тили-тесто Ш+К = жених и невеста!». Обидно было теперь уже мне. Как-то не сдержалась - прибежала домой и разревелась. А мама, мудрая женщина, принялась меня тогда успокаивать: «Не плачь, доченька, и меня с твоим папой люди с двенадцати лет считали женихом и невестой». И рассказала она мне историю своей любви.

Маме было 12 лет, когда в их доме появились сваты, только тятька (так она звала отца) сказал тогда, что рано девочке еще о замужестве думать, и предложил сватам прийти через несколько лет. Родители поженились в 1915 году, когда маме исполнилось 17 лет, а папе – 16. Чтобы их обвенчали, родители папы обратились к высшему духовному начальству.

Я успокоилась, но ходить в школу и из школы с тем мальчиком перестала. Всячески избегала встреч с ним. Однако как было нам не встречаться, если жили-то мы по соседству?

Спасибо за любовь

В 1951 году соседскому мальчишке пришла повестка в армию. На проводах он попросил меня писать ему, вернее – отвечать на его письма. Я согласилась. Переписывались мы до 1955 года (тогда в армии служили четыре года).

В марте 1956 года мы расписались. Много воды с той поры утекло. Вместе мы уже 68 лет. Как говорит муж, все эти годы мы живем в любви и согласии. Вырастили дочь, двое внуков у нас. 15 января моему мужу исполняется 80 лет. Я очень ему благодарна. За его настойчивость. За любовь, которой он окружил меня, дочь, внуков.

«Я же говорил тебе, что мы поженимся, а ты меня еще дураком тогда назвала», - нередко напоминает он, улыбаясь.

Мой совет молодым

Примите мое напутствие, молодые люди. Выходите замуж, женитесь только по любви! Учитесь любить и ценить себя, свою вторую половинку, родителей, детей. Умейте прощать друг друга. И не торопитесь разводиться.

В наше время разводов было значительно меньше. У нас с мужем очень много друзей, и все они выбрали вторую половинку один раз и на всю жизнь. Живите в радости и любви!».

А.И.




  Просмотров:  1392  |  Распечатать
Опубликовано:  13 января 2012


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.