Единые правила - на всей территории страны




Минздравсоцразвития России по поручению Президента России Д. Медведева подготовило проект закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ», детализирующий порядок предоставления социальных услуг и принципы регулирования социального обслуживания.

По словам заместителя министра М. Топилина,  «действующая в настоящее время модель организации социального обслуживания не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. Об этом свидетельствуют региональные различия в доступности и качестве социальных услуг, сохраняющиеся очереди на их получение на дому и в стационарных условиях и т.д. Социальное облуживание осуществляется по различным основаниям, что, в свою очередь, приводит к неравенству в получении социальных услуг». Законопроект разработан с учетом действующего законодательства и международных обязательств российской стороны на основе обобщения регионального опыта в сфере социального обслуживания.

Законопроект содержит перечень оснований для признания  человека находящимся в трудной жизненной ситуации и конкретизирует содержание ряда понятий, применяемых в действующих законах, таких, как «социальное обслуживание», «социальная услуга», «трудная жизненная ситуация», с целью их точного и единообразного толкования и практического использования. Также предусматривается введение ряда новых базовых понятий, необходимых для унификации подходов к организации социального обслуживания населения в субъектах Российской Федерации. К числу таких понятий относятся «государственное задание на предоставление социальных услуг», «государственный заказчик социальной услуги», «поставщик социальной услуги», «получатель социальной услуги», «семья», «социальный работник», «индивидуальная нуждаемость». В законопроекте расширен и конкретизирован перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения.

Законопроектом устанавливается, что социальные услуги предоставляются в соответствии с регламентами предоставления социальных услуг, требования к разработке и порядку утверждения которых являются общими для всех субъектов Российской Федерации и устанавливаются Правительством Российской Федерации. Кроме того, законопроектом предполагается использование таких механизмов, как государственные стандарты социальных услуг, устанавливающие основные требования к объему и качеству социальных услуг, срокам и условиям их предоставления. Законопроектом определен состав государственного стандарта социальной услуги, включающий наименование социальной услуги, ее содержание, периодичность, качественные и количественные показатели предоставления социальной услуги, требования к поставщику социальной услуги, документальное сопровождение процесса предоставления социальной услуги.

При этом, по мнению М. Топилина, особое значение имеют те нормы законопроекта, которые предусматривают развитие рыночных механизмов в сфере социального обслуживания, предоставляющих возможность организациям, относящимся к негосударственному сектору, и индивидуальным предпринимателям получить равный доступ к государственному заданию на оказание социальных услуг наравне с государственными социальными службами.  Законопроектом определены условия предоставления платных и бесплатных соцуслуг, определены категории граждан (семей), которым социальные услуги предоставляются бесплатно в рамках государственного задания. Бесплатно социальные услуги предоставляются всем гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, в стационарных условиях, несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-инвалидам. Платность социальных услуг, предоставляемых в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту жительства (на дому), базируется на адресном подходе к получателям социальных услуг в зависимости от уровня их среднедушевого дохода. Платные социальные услуги оказываются гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых на дату обращения не менее чем в 1,5 раза превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. Законопроектом устанавливается возможность субъектам Российской Федерации самостоятельно определять размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату. При этом размер платы за предоставление услуг в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) не может превышать 25 %  разницы между величиной среднедушевого дохода потребителя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.

В целях обеспечения персонифицированного учета получателей социальных услуг законопроектом вводится регистр получателей социальных услуг, установлен перечень сведений, который должен в нем содержаться. Сведения, содержащиеся в регистре получателей социальных услуг, подлежат впоследствии включению в универсальную электронную карту гражданина.

Учитывая, что нормы законопроекта систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг, не закрепляют дополнительных полномочий за субъектами Российской Федерации, принятие законопроекта «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» дополнительных финансовых расходов не потребует.

Общественная экспертиза продлится до 5 октября, ее результаты будут использованы при доработке законопроекта.

Узнать всю необходимую информацию, а также оставить свои предложения по улучшению законопроекта жители Чувашии могут на сайте http://s.zakon-fom.ru/node/134.

Для справки

В настоящее время в нашей стране насчитывается около 5 тысяч социальных учреждений различного профиля. Ежегодно они оказывают помощь более чем 19 млн. нуждающимся в социальной защите гражданам. С 2000 года в 1,3 раза возросло число стационарных учреждений социального обслуживания различных типов, число проживающих в них увеличилось на 27,3 тыс. человек.

Действующий в настоящее время Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации   15 ноября 1995 года. Закон сыграл важную роль в развитии системы социального обслуживания населения. Вместе с тем, многие нормы Закона нуждаются в пересмотре в связи с изменениями российского законодательства в части правового положения государственных (муниципальных), некоммерческих организаций и общественных объединений, организации предоставления государственных и муниципальных услуг и т.д. Кроме того, действующая в настоящее время модель организации социального обслуживания не позволяет в полной мере обеспечивать потребности населения в соцуслугах.

Пресс-служба Минздравсоцразвития РФ.




  Просмотров:  1658  |  Распечатать
Опубликовано:  16 сентября 2011


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.