Нехороший «багаж» первоклассника




«Ни от чего» здоровье не ухудшается, а многие школьные трудности, которые волнуют взрослых, связаны именно с тем состоянием здоровья ребенка, с которым он приходит в первый класс. Какие нарушения в состоянии здоровья детей более часты в дошкольном возрасте, с чем, с какими нарушениями здоровья первоклассник обычно приходит в школу?

Более 90 % детей приходят в школу с больными зубами. Самая распространенная болезнь зубов - кариес, разрушение зуба с образованием в нем полости.  Многие родители имеют представление об этой проблеме. Но, к сожалению, только теоретически. А на практике делают очень мало для сохранения зубов своего ребенка. Помимо кариеса, может быть искривление зубов и неправильный прикус. И в этом случае не стоит надеяться, что все «само пройдет», обратитесь к врачу, посоветуйтесь, а советы и рекомендации врача постарайтесь выполнять. Выравнивать зубы лучше начинать с 4-летнего возраста.

В настоящее время в школу приходят более 30 % детей, имеющих нарушения осанки. У одного ребенка прямая спина, развернутые плечи, хорошая походка, а у другого - одно плечо выше другого, выступают лопатки, живот выпячен... Может быть, это ваш ребенок? К сожалению, родители замечают эти нарушения только тогда, когда на них укажет врач или воспитатель, да не придают этой «мелочи» особого значения.

Не следует считать нарушения осанки «мелочью», не требующей внимания. Дети, имеющие нарушенную осанку, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У детей с нарушениями осанки обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Обратить внимание на осанку ребенка особенно важно еще и потому, что учебная нагрузка связана со значительным статическим напряжением, длительной относительно неподвижной позой и резким снижением двигательной активности. Все это - факторы риска нарушений осанки, даже если до школы все было в порядке; если же нарушения были еще до школы, то риск возрастет вдвойне.

Не менее часты заболевания лор-органов (уха, горла, носа). Не все родители считают эти заболевания стоящими серьезного внимания и поэтому не задумываются над тем, что не только в период болезни, но и после нее еще довольно долго функциональные возможности организма ребенка снижены, а значит, снижена работоспособность, повышена утомляемость. Затрудненное дыхание через нос, постоянно открытый рот, непроходящий насморк, периодическое воспаление среднего уха (отиты), частые ангины свидетельствуют о неблагополучии в этой области.

Дело в том, что затрудненное дыхание через нос возникает в результате значительного увеличения так называемых носовых миндалин (аденоидов). Это, естественно, препятствует поступлению достаточного количества кислорода в легкие и в различные клетки организма, особенно головного мозга, что приводит к быстрой утомляемости, снижению работоспособности ребенка, снижению памяти и, как следствие, к комплексу школьных проблем. Кроме того, воздух, поступая в дыхательные пути через рот, минуя придаточные пазухи носа, не успевает нагреться. Поэтому в холодное время года верхние дыхательные пути постоянно переохлаждаются. В результате возникают частые простудные заболевания, еще больше ослабляющие организм ребенка. Частые заболевания ангинами приводят, как правило, к увеличению миндалин, образованию гнойных пробок, то есть хроническому их воспалению. В результате в организме ребенка образуется стойкий очаг инфекции, а последствия этого могут быть разными - от общей ослабленности организма, быстрой утомляемости до поражения сердечно-сосудистой системы, снижения темпов физического и психического развития. Все это в дальнейшем, безусловно, отразится на успешности обучения ребенка в школе.

Актуальной проблемой в настоящее время являются нарушения зрения детей, особенно тех, кто начинает обучение с 6-летнего возраста. Несмотря на то, что для многих дошкольников характерно гармоничное развитие органов зрения, все-таки около 4 % детей уже до поступления в школу имеют близорукую рефракцию (миопию). Эффективность мер, направленных на охрану зрения детей, во многом зависит не только от врача, но и от педагога, и родителей. Именно родители должны иметь представление об особенностях строения и функционирования органа зрения детей и знать круг тех необходимых педагогических и гигиенических мероприятий, которые помогут сохранить зрение ребенка. Это особенно важно потому, что возраст 6-7 лет совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. В то же время начало обучения связано с сильным возрастанием нагрузки на зрение. Если ваш ребенок мало бывает на свежем воздухе, имеет недостаточную двигательную активность, рассматривает предметы на близком расстоянии или ослаблен частыми заболеваниями, развитие и рост его глаза могут нарушаться, и, таким образом, создаются условия для более быстрого роста близорукости. Именно поэтому родителям, у которых ребенок собирается поступать в 1 класс, надо обратить особое внимание на заключение врача-окулиста.

Особая группа детей, у которых с первых дней в школе возникают различные проблемы,- дети с нарушениями нервно-психического здоровья.

Такие дети выделяются уже в детском саду, до школы. Чрезмерно беспокойные, суетливые, плаксивые, драчливые, они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя хорошего поведения, а положительных результатов добиться трудно.

Встречаются и такие дети, которые проявляют, наоборот, склонность к тормозным реакциям, - застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие. Если такие дети не справляются с каким-либо заданием, то объясняют это тем, что оно было очень трудным, или тем, что «дети шумят». В таких случаях ребенок все разбрасывает, отталкивает задание в сторону, отказывается его выполнять, ссылаясь на то, что оно не получается, что «болит голова». Именно в этих случаях речь идет о нарушениях нервно-психического здоровья, которые относятся к категории так называемых пограничных расстройств, то есть находящихся на грани нормы и болезни. В возрасте 6-7 лет нарушения нервно-психического здоровья встречаются у 15-20 % детей. В подобных случаях родители должны проявить особое внимание и беспокойство еще задолго до поступления ребенка в школу.

Иногда учитель просит родителей коротко рассказать о своем ребенке, но родители этим редко бывают довольны. А зря. Ваш рассказ поможет учителю избежать многих ошибок в общении с вашим ребёнком.

«Умный ребенок».ru.




  Просмотров:  1385  |  Распечатать
Опубликовано:  19 августа 2011


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.