«К-19»: сигнал «SOS»




За всю историю мореплавания до этого ни одному капитану, ни одному командиру не пришлось столкнуться в океане с тем, что выпало на долю командира «К-19» капитана 2-го ранга Николая Затеева. Он и его экипаж вступили в единоборство с невидимой убийственной силой расщепленного атома – радиацией. Моряки одолели эту беду, приняв смертельные лучи в свои тела так, как герои прошлой войны перекрывали собой пулеметные очереди.  Ценой жизни восьмерых, ценой утраченного здоровья половины экипажа они спасли не только свой корабль, они удержали мир на волоске от всеобщей ядерной беды. Происходило это недалеко от острова Ян – Майен в Северном море, где расположена американская военно-морская база, а в мире и без того напряженно – Карибский кризис вызревает.


На этом ракетоносце в это время служил Роберт Лермонтов, который выполнял обязанности командира БЧ-4 и начальника РТС (командира боевой части связи и начальника радиотехнической службы) и отвечал за «глаза» и «уши» корабля: гидроакустику, радиолокацию и связь, а также был вахтенным офицером.

Родился он в 1935 году в Шумерле, семь лет учился в школе № 3, потом в школе № 1. Окончил Высшее военно-морское инженерное радиотехническое училище в Гатчине в 1958 году. Попал на «К-19» в 1961 году. Сейчас капитан II ранга в отставке, получил  инвалидность II группы как следствие лучевой травмы в 1961 году, живет в г. Бендеры в Молдавии.

В 4 часа 05 минут с пульта управления реакторами поступил доклад офицера, что сработала аварийная защита правого реактора – в нем внезапно прекратилась управляемая цепная  реакция. А через 2 минуты  второй доклад, что падают давление и уровень в первом контуре правого реактора. По сигналу «Боевая тревога» личный состав  быстро, без суеты приступил к  исполнению своих обязанностей. Аварийная группа получила смертельную дозу облучения, но не позволила аварии выйти за пределы корабля и перерасти в катастрофу - в тепловой или ядерный взрыв. Радиация была повсюду.

В такой обстановке перед Робертом стояла задача - передать сигнал бедствия командованию. Но как всегда бывает, именно в критический момент связь подводит. В передатчике бывали сбои и до этого. Вызывали представителей завода-изготовителя. Но во время трехдневных проверок скрытый дефект не проявлялся. Представители уехали, а недоверие к передатчику осталось. И вот в самый напряженный момент, когда на АПЛ авария реактора, передатчик вышел из строя. Поиск неисправностей продолжался до 9 часов. В голове  стучала одна мысль – как выйти из создавшегося положения? Пришли к выводу, что надо использовать наши дизельные подводные лодки, которые периодически всплывают для приема передач узла связи. Инициативные, самостоятельные действия на всех уровнях в ВМФ – наказуемы, но главное было - отвести от радистов вину -  гибель экипажа от радиации из-за отсутствия связи.

Две дизельные подлодки подошли к терпящей бедствие «К-19». И это в море, где было около 30 подлодок на учении. Капитаны подлодок, пришедших на помощь, поплатились своими званиями. Они самостоятельно, не поставив в известность командование СФ, приняли рискованное решение покинуть свои позиции в «завесах» и оказать помощь терпящим бедствие товарищам. Экипаж был спасен.

Восемь моряков погибли от радиации. На Кузьминском кладбище в Москве стоит памятник подводникам с «К-19».
Каждый год туда приезжают оставшиеся в живых члены экипажа, чтобы почтить память своих товарищей. В Чебоксарах 9 мая можно увидеть машиниста-турбиниста П. Котлова в пилотке с «К-19».

Л. Лермонтова, директор музея школы № 3.

P.S. Об этом и о других чрезвычайных происшествиях на советском флоте можно прочитать в книге  Н.А. Черкашина, которая так и называется «Чрезвычайные происшествия на советском флоте». Ее мне дал Олег Милошевич, сын Галины Лермонтовой. В ней, кстати, есть и материал о диверсии на «Новороссийске», где служил Н. Воронков.




  Просмотров:  1272  |  Распечатать
Опубликовано:  08 июля 2011


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.