Священники будут готовить к крещению и венчанию




О том, в связи с чем и для чего будет внедряться такая практика, читателям рассказывает иерей Димитрий Нестеренко.

Корр.: На основании чего будет проводиться такая практика?

- Епархиальным отделом религиозного образования и катехизации Чебоксарско-Чувашской епархии разработаны Положения об обязательном оглашении перед совершением таинства крещения и о подготовке к таинству венчания. Положения разрабатывались в соответствии с «Указаниями по организации и ведению катехизической деятельности Русской Православной Церкви» и утверждены Высокопреосвященнейшим Варнавой, митрополитом Чебоксарским и Чувашским.

Корр.: Значит, правила подготовки вводятся не только в Чувашии?

- Конечно, нет. Прежде всего, надо сказать, что это практика древней Церкви – готовить людей к важным событиям их жизни. И после 70-летнего атеистического режима, когда священникам было запрещено проповедовать и публично выступать, Церковь постепенно возвращается к своей прежней практике. Например, в соседней Нижегородской епархии уже на протяжении нескольких лет существует практика, когда над человеком совершают таинство крещения только после предъявления справки о том, что он прослушал цикл огласительных бесед. Такая практика вводится на всем пространстве РПЦ, приходы которой находятся и в Ближнем, и в Дальнем зарубежье. И даже аборигены в Африке, Кении, Австралии, Индонезии на протяжении нескольких месяцев изучают основы православия, прежде чем примут крещение, и делают они это с удовольствием. А просвещенные европейцы, которые имеют все условия для обучения, далеко не всегда склонны к интеллектуальному труду, когда он не обязателен. Воистину, что имеем, то не ценим.

Мы знаем обо всем понемногу, а о православии почти ничего, и считаем это нормальным положением дел. Поэтому введение подобных правил – это попытка обратиться к человеческой ответственности, то есть, когда человек может ответить, почему он принял крещение? Не потому, что это является общепринятым или кто-то посоветовал, а потому, что есть какие-то более основательные поводы к этому шагу.

Корр.: В чем заключается подготовка?

- Желающие креститься или окрестить ребенка должны заранее (за неделю) написать прошение (форму прошения они должны получить в храме) и прийти в назначенное время для собеседования. В ходе первого собеседования выясняются мотивы обратившихся с просьбой о крещении, и оказывается содействие в осознании подлинных мотивов крещения. Не ради земных целей: чтобы ребеночек не болел или чтобы у него все хорошо было в жизни,  а чтобы он, вступив в Новый Завет с Богом, исполнил замысел Божий о самом себе, стал наследником вечности, всю свою жизнь посвятив Богу и служению людям.

Выявляется отношение к обетам оглашаемого, то есть готов ли он вступить в ряды воинов Христовых, пообещав Богу добрую совесть, добрую жизнь. Кроме того, выясняется, нет ли в жизни человека препятствий к участию в таинстве крещения, допустим, незаконное сожительство (то, что сейчас называют гражданским браком), работа или иная деятельность, не соответствующая нормам христианской нравственности. В случае выявления препятствий совершение таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого.

На возникающие вопросы пришедших даются ответы, а затем - задание на дом: выучить текст «Символа веры», который крестные должны будут произносить во время чинопоследования, и попытаться его разъяснить, прибегнув к помощи соответствующей литературы, которая опять-таки предлагается в храме. Таким образом, самостоятельная подготовка также обязательна.

После освоения «Символа веры» оглашаемые приходят на второе собеседование к назначенному времени, во время которого мы пытаемся усвоить вероучительные истины и настроиться на духовную жизнь в Церкви, где будет продолжаться богословское образование и воспитание. Принявшие крещение люди приглашаются на воскресные встречи, к участию в богослужении и в социальной деятельности прихода. Все вышеперечисленные требования являются минимальными для подготовки к крещению.

Такую подготовку должны пройти взрослые и дети старше 12 лет. В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники.

Корр.: Вы не боитесь, что своими требованиями сократите число желающих креститься?

- Продолжая аналогию с университетом, можно сказать, что мудрый ректор будет заботиться не о количестве поступивших, а о качестве образовательной подготовки. Разве будет престижным его университет, если значительная часть студентов не имеет серьезного отношения к учебе? Так и в Церкви - важно не количество, важны ответственные люди, представляющие Церковь.

Корр.: Люди, приходя в храм крестить ребенка, недоумевают: зачем усложнять жизнь, ведь было все нормально?

- Надо сказать, что уже в самом вопросе кроется непонимание важности события крещения и той ответственности, которую берут на себя и родители, и крестные. Я обычно задаю встречные вопросы: «Вы учились в институте или университете? Вы готовились к поступлению? Сдавали вступительные экзамены?». На них, естественно, большинство отвечает утвердительно. Тогда задаю следующий вопрос: «Без подготовки и сдачи экзаменов вас, наверно, не взяли бы на обучение в университет?». Ответ очевиден - нет, конечно. Так и здесь. Вы вступаете в церковный институт, где, однако же, будете обучаться не 5 лет, а всю жизнь, потому что Церковь – это школа христианской жизни, а жить, любить, прощать, претерпевать неприятности, преодолевать трудности и во всем находить смысл мы учимся всю свою сознательную жизнь.

Корр.: Если крестят младенца, который ни в чем не смыслит, как можно говорить о его сознательном выборе? Нет ли здесь лукавства?

- Лукавства здесь нет. Надо понимать, что в возрасте, когда малыш ничего не смыслит, все решения за него принимают родители: что и когда есть, у кого и как лечиться, ближе к семи годам выбирают школу и учителя, у которого будет обучаться ребенок в первом классе. Ребенок ведь не может разбираться в этих вопросах, а потому (и это вполне закономерно) за него решают эти вопросы взрослые. Нам и в голову не придет говорить в этом случае о нарушении прав ребенка или об ограничении его свободы.

То же касается вопросов веры, нравственного кодекса. Малыш не знает, что такое хорошо и что такое плохо, где его может поджидать духовно-нравственная опасность. Тем более для человека, весь строй жизни которого определяется его религией, важно дать своему ребенку тот же ориентир. Такой человек на опыте знает - это жизненно важно. Мы же считаем жизненно важным не позволить ребенку совать руки в электрическую розетку или брать в руки раскаленный утюг. Здесь же речь идет о вечных ценностях.

Более того, совершая по просьбе родителей таинство крещения над младенцем, мы последовательно сохраняем его право выбора. Потому что, не окрестив ребенка и не рассказав ему в дальнейшем ничего о христианстве и о православном осмыслении жизни, мы лишаем его права выбора. Между чем и чем будет выбирать ребенок, когда вырастет, если ему известна только светская жизнь с ее материальными ценностями, а о религиозной жизни с ее духовными ценностями ему ничего не известно. Как здесь можно говорить  о свободе выбора? Не крестить ребенка и ничего не рассказать ему о православии - это все равно, что не взять его на обучение в школу и ничего не рассказать ему о химии, физике, биологии. Как он сможет сделать свой профессиональный выбор: быть врачом или инженером, если он, не учась в школе, знает только, как мести двор. Поэтому, когда мы совершаем крещение над младенцем по просьбе родителей, мы не лишаем его свободы выбора, он ее реализует, когда вырастет, и выбор его будет более адекватным, потому что ему будет известна и религиозная жизнь, и светская.

Корр.: А если ребенок, повзрослев, сделает выбор в пользу светской жизни?

- Я думаю, причиной здесь будет недоработка родителей, в том числе и крестных родителей, которые не смогли положительным образом раскрыть для ребенка православие. Я по себе знаю, и многие подтвердят, какое значение имеет личность педагога в усвоении учеником изучаемого предмета. Я полюбил предмет историю, только обучаясь в семинарии, для меня было открытием, что этот предмет, изобилующий формальными датами и фактами, может быть интересным. Его вел педагог – священник, который со школьной скамьи полюбил историю и дальнейшую жизнь посвятил ее изучению. С такой же любовью он преподавал историю нам. Поэтому, если мы будем говорить о православии отстраненно, между делом, не являя собой пример высокой духовности и нравственности, дети, скорее всего, сделают выбор в пользу светской бездуховной жизни. Поэтому при самостоятельном выборе чего-либо свобода в известной степени остается условной.

Корр.: А какие выдвигаются требования для подготовки к венчанию?

- Подобная схема подготовки применяется и к вступающим в христианский брак, с той разницей, что прошение о совершении таинства венчания подается не за неделю, а за месяц, и говорим мы на собеседованиях о высоком смысле христианского брака как пути спасения, где оба помогают друг другу духовно совершенствоваться. Говорим о самопожертвовании, без которого брак не мыслим: если ты не пожертвуешь собой ради счастья другого, не пожертвуешь своим временем, своими силами и, что трудней всего, своими привычками и интересами, ты сам никогда не сможешь стать по-настоящему счастливым. Конечно, мы говорим об ответственности за сделанный выбор, за сохранность брака, семьи и о необходимости жить в Церкви, где, собственно, только и становится возможным созидать христианский брак, христианскую семью.

Корр.: Чем обусловлена необходимость готовить людей к венчанию?

- Если мы учтем современный катастрофический кризис института семьи, то подготовка к браку становится более чем актуальной. Мало кто из приходящих с просьбой совершить над ними таинство венчания задумывается о смысле христианского брака. Поэтому им надо помочь в осознании этого смысла. Обычно к священнику приходят молодые со слезами на глазах уже после распада семьи с вопросом, почему так произошло, ведь они венчались? Но говорить об этом уже поздно. Необходимо готовить людей к решению проблем и к преодолению трудностей семейной жизни до вступления в брак. Надо заметить, что об этом не говорят в школе, да и в семье об этом не ведут речь. В школе готовят профессионалов, а не семьянинов, а в семье не говорят об этом по причине нехватки времени, да и представления о ценностях другие. О покупке хороших вещей мы можем говорить долго и с наслаждением, о браке же, о смысле жизни, о христианстве – скучно! А в итоге? Трагедия. Так вот, чтобы избежать этой трагедии, необходимо говорить с людьми о серьезных вещах, тем более, когда они сами приходят с просьбой совершить над ними таинство венчания.

Корр.: Если к Вам пришли люди, которые прожили в браке, допустим, лет 20, с просьбой повенчать, неужели их тоже надо готовить к этому?

- О смысле христианского брака говорить никогда не поздно, хотя структура бесед, конечно, будет иной, нежели у молодых. Более того, смысл брака, как и смысл самой жизни, настолько глубок, что познавать его можно, а точнее, нужно, всю свою сознательную жизнь. Так что говорить нам будет о чем. Тем более, если учесть, что некоторые семейные пары к 20 годам совместной жизни, когда дети вырастают и покидают отчий дом, теряют смысл своего дальнейшего совместного существования. Влюбленность, романтика, красота молодых лиц остались в прошлом, сейчас они имеют морщины, болячки и общую крышу над головой. Ощущение счастья давно прошло и забылось. Что делать? И здесь тоже есть о чем поговорить, ведь счастье, хоть и с трудом, но вернуть все-таки можно.

Корр.: Что бы Вы хотели сказать в завершение нашей беседы шумерлинцам?

- Я хотел бы обратиться с просьбой ко всем: прежде чем подавать прошение о совершении таинства крещения или таинства венчания, учтите требования, касающиеся подготовки. Ведь если мы будем более осознанно и ответственно подходить к важным событиям нашей жизни, то и жизнь наша будет плодотворней, она будет наполняться  подлинным духовным содержанием и дарить подлинное счастье.




  Просмотров:  2465  |  Распечатать
Опубликовано:  27 мая 2011


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.