По страницам памяти




Решение о создании республиканской Книги памяти было принято в начале 1989 года, и фактически с этого времени местные органы, военкоматы и широкая общественность с вовлечением в поисковую работу молодежи и школьников развернули работу по сбору документов. Время не пощадило документы войны, в том числе так называемые похоронки. Не сбереглись и солдатские письма. И в архивах военкоматов не вся переписка военного времени сохранилась. Поэтому понятно, почему в списках павших на войне, которые составляли сельские Советы и представили через военкоматы в рабочую группу республиканской Книги памяти, у некоторых солдат не указаны время рождения, место гибели или же захоронения. Но в военкомат республики все же стали поступать уточненные сведения с тех мест, где шла война. Таким образом, были получены необходимые материалы на несколько десятков тысяч воинов, погибших в бою, умерших от ран в госпиталях. На каждого из них на основе этих сведений составлена отдельная карточка, которая будет храниться постоянно. Те, кто считается пропавшим без вести, могли в их числе оказаться при различных обстоятельствах: исчез в дни отступления части, оказавшейся в окружении, или погиб, пробиваясь к своим, или же, попав в плен, умер в лагере, не выдержав фашистские пытки. По сей день остаются невыясненными факты, где, в каком лагере они содержались и когда умерли. Только после объединения двух Германий оттуда в военные ведомства нашей страны начали поступать данные на тысячи советских военнопленных. Из Москвы в адрес чувашской республиканской Книги памяти поступили сведения на десятки тысяч людей, которые до сих пор считались без вести пропавшими. Теперь точно известно, в каком лагере военнопленных они содержались, где умерли. И все эти сведения занесены в карточки тех, кто до сих пор считался пропавшим без вести.

Есть и другая причина того, почему люди, не вернувшиеся с войны, стали без вести пропавшими. В масштабе страны миллионы воинов числятся без вести пропавшими только потому, что место их захоронения неизвестно. Поэтому в Книге памяти сделаны такие записи: «место захоронения неизвестно» или же «место и время захоронения неизвестны». Близким и их родственникам все же хочется точно знать, когда и где они сложили свои головы, осталась ли хоть могила, чтобы побывать там и поклониться праху, исполнить последний долг памяти. Сотни памятников и обелисков воздвигнуты в городах и селах Чувашии в память о тех, кто отдал жизнь за Отчизну. В Книге памяти каждый из них назван поименно, хотя их могилы разбросаны по всей стране. Наши земляки героически защищали с самого первого часа войны легендарную Брестскую крепость. По не до конца уточненным данным, на службу в гарнизон Брестской крепости в канун боев прибыло около 1000 уроженцев нашей республики. Почти все они сложили свои головы в том неравном поединке. В книге «В Бресте, в 1941-м» рассказано о подвиге лишь немногих из них. Фамилии людей, оборонявших эту цитадель, будут занесены во все тома Книги памяти. Но большинство числится как без вести пропавшие. До сих пор нет документов, подтверждающих, когда и где они погибли.

За годы Великой Отечественной войны военными и другими органами нашей республики было подготовлено более 75,5 тысячи бойцов, в том числе 13658 снайперов, минометчиков, пулеметчиков, истребителей танков, многие из которых также пали смертью храбрых на поле боя. Только в 1942-1943 годах в женских комсомольско-молодежных подразделениях было подготовлено свыше 11,5 тысячи телефонисток, радисток и других специалистов для фронта. Более тысячи медсестер и около двух тысяч сандружинниц подготовили районные и городские комитеты Общества Красного Креста. Их имена также занесены в республиканскую Книгу памяти. В годы войны в Чувашии действовало 17 эвакогоспиталей, из них 10 - с начала июля 1941 года. За время их работы в них залечили свои раны и снова встали в строй сотни бойцов. Но были и такие, которые умирали в тех госпиталях.

 Трудящиеся Чувашии оказывали фронту и другую помощь. На территории республики за годы войны было сформировано несколько стрелковых дивизий. В сформированной в 1941 году 324-й стрелковой дивизии более четверти состава было призвано из нашей республики. Дивизия участвовала в разгроме гитлеровских полчищ под Москвой, с боями дошла до Кенигсберга. Сотни воинов, участвуя в кровопролитных боях в составе этой дивизии, не дожили до дня Победы. Их имена тоже в Книге памяти. Мужественно сражались с врагом солдаты и офицеры других дивизий и частей, формировавшихся или же пополнявших свои ряды на территории Чувашии. В списках погибших, включенных в четвертый том Книги памяти, есть и фамилии погибших из тех воинских формирований.

В ноябре 1941 года, в разгар боев под Москвой, в республике нашла широкую поддержку инициатива по сбору средств в фонд обороны и на строительство боевой техники для фронта. Молодые рабочие промысловой артели «Большевик» Октябрьского (ныне Мариинско-Посадского) района выступили с инициативой начать сбор средств на строительство бронепоезда «Комсомол Чувашии». Их призыв нашел широкую поддержку в республике. Рабочие Канашского вагоноремонтного завода построили два бронепоезда, которые были переданы прибывшим с фронта воинам. Личный состав бронепоезда в основном состоял из чувашских парней. Воюя на этих машинах, часть земляков погибла в боях. Их имена также вошли в четвертый том или войдут в другие тома Книги памяти.




  Просмотров:  1345  |  Распечатать
Опубликовано:  13 мая 2011


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.