Что-то пошло не так…
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассниками мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен - именно сейчас, за школьным порогом, проявят себя плоды их воспитательных усилий. Можно понять гордость тех, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к школе. «Почему это произошло? Что было упущено?» - не раз задают себе вопросы взрослые. Анализируя годы раннего и дошкольного детства ребенка, они нередко обнаруживают слабые звенья своего воспитательного подхода, которые привели к тому, что ребенок оказался не готов к школе.
В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Поставим эти вопросы перед учителями начальных классов, которые непосредственно занимаются с такими детьми и затрачивают большие усилия на преодоление их неподготовленности к обучению. Приведем ряд типичных высказываний:
- Не подготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.
- У не подготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности - он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у него нет привычки к элементарному контролю за собой.
- Ребенок, плохо подготовленный к школе, часто малоинициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, он не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.
В высказываниях учителей обнаруживается целый спектр признаков неготовности к школе. Они касаются недостатков развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферы маленького школьника.
Главная задача в период подготовки детей к обучению в школе состоит в создании условий для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности (игра, рисование, лепка, конструирование, речевое общение, труд, драматизация, экспериментирование и т. д.) происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. В самостоятельной деятельности с элементами творчества, разумно направляемой взрослым, будущий школьник приобретает ценный опыт инициативного решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели.
Н. Евстафьева, учитель начальных классов Ходарской гимназии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Новости по теме: