«Что в имени тебе моем?»




Он родился 7 января, его имя Эммануил, его фамилия Егоров. Ну не мог человек при таких «координатах» не быть знаковой личностью. Подобно Эммануилу из Назарета, он был отмечен свыше. Подобно Георгию Победоносцу, его имя должно быть отмечено в анналах истории, ибо греческое имя Георгий обрело на русской почве еще две формы: Егор и Юрий.

Итак, и имя, и дата рождения обязывали. И носитель оправдал все свои «регалии», полученные им авансом: Эммануил Николаевич Егоров – член Союза художников России, старший преподаватель художественно-графического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

2011 год для него юбилейный, а потому он держит отчёт, в первую очередь, перед своими земляками, перед малой родиной, откуда началось его восхождение на живописный «Олимп». Подобные громкие фразы художник не любит, но пусть меня поймет читатель: как иначе сказать о художнике, который отточил свой природный талант в Академии художеств им. И.Е. Репина – цитадели русского изобразительного искусства.

Судьба провела Эммануила Николаевича по дорогам странствий, но в конечном счёте привела его к родному дому. Сейчас он живёт в Шумерле. И это счастье. Ибо одна из составляющих счастья заключается в пословице: «Где родился, там и пригодился». А земляки должны знать, кто живёт с ними рядом и кому суждено сказать о нашем городе своё слово, которое услышат потомки.

Выставка работ Э.Н. Егорова открылась в городской художественной галерее, которая находится в спортивно-оздоровительном комплексе «Олимп». Открытие выставки – большое событие, увенчавшее Год учителя, ибо какой же мастер без подмастерьев. И хотя преподает Егоров в Чебоксарах, но ведь художник передаёт своё искусство не только в мастер-классах, но и на выставках, где его творчество представлено полно и многообразно.

Открытие подобных выставок – праздник как для  самого художника, так и для зрителя. Первые зрители – первые отзывы. Они всегда важны, т.к. суд рядового зрителя беспристрастный, незамысловатый и искренний.

Художник волнуется перед открытием, ведь его картины из молчаливых свидетелей его мук и терзаний становятся говорящими собеседниками зрителей. О чём они рассказывают? Как? С какой целью?

Открытие выставки важно и для зрителя, тем более для шумерлинского, неискушенного. Интересная выставка, от иконописи до сатирических графических рисунков, присутствие самого художника, слово о живописи – всё это в сознание шумерлинцев вносило ту атмосферу, которой всегда не хватает провинциальному городу, - атмосферу интеллекта и одухотворенности.

Как правило, на открытии бывает много художников. И на сей раз шумерлинские художники не оставили без внимания юбиляра. Зрители ждали слова М. Колчина.

Оценка собрата по цеху, да ещё обладающего поэтическим даром, - это не только поддержка, но и суд знатока. Именно к Эммануилу Николаевичу были обращены строки поэта Колчина, высоко оценившего художника Егорова:

Как свод небес, гранитные карнизы

Подпёрли, напрягшись, могучие Атланты,

Так на плечах своих поднимут, знаю, снизу

Былой России славу русские таланты.

«Поднимут снизу»! Слава России, её величие, её возрождение зреют в глубинке, в провинции – вот основная мысль  выступления художника М. Колчина.

На выставке художник Егоров многолик: он иконописец, пейзажист, портретист, карикатурист. Последнее, пожалуй, заслуживает особого комментария.

Свои графические рисунки художник выставляет на обозрение зрителей впервые. В них он весь: саркастичный и ранимый, философичный и мудрый, беспощадный и требовательный.

Его сатирические рисунки – детальный анализ состояния человека (например, падения), взаимоотношений мужчины и женщины, поистине лингвистический анализ слова «чудо».

В мире живописи много примеров, когда зрелый мастер обращается к сатире: Гойя, Дюрер. Для них сатира была спасением, откровением, предназначением. То же самое можно адресовать и Егорову: его смех спасает и самого художника, и нас, зрителей, ибо перед его шаржами невольно задаёшь гоголевский вопрос: «Над кем смеемся?».

Очень органично в «окна» егоровской сатиры вошли портреты       художника, выполненные В. Антоновым. Это тоже портреты-шаржи. Остановимся перед ними! Так представил художника его друг В. Антонов, безвременно ушедший год назад. Шумерлинским Третьяковым называют его в городе. Художники знают, как такие люди нужны и важны. Они и ценители, и меценаты, и братья по духу. Если есть такие люди рядом с талантом, то это облегчает жизнь художнику, т.к. жизнь человека одаренного намного  сложнее, чем человека ограниченного.

Вот откуда у художника чувство благодарности В. Антонову. Вот почему свои шаржевые портреты, выполненные рукой друга, доброжелательного и понимающего цену художнику, Егоров поместил на своей персональной выставке. Вот почему мы имеем право сказать: «Эммануил Николаевич талантлив в дружбе, ибо в момент своего триумфа он помнит о тех, кто его по достоинству оценил и поддержал в трудную минуту. Это урок человечности, данный творцом своему зрителю.

В свою очередь, и зритель оказался таким, о котором говорит поэт А. Дементьев: «Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы».

Именно на такое соучастие в выставке настроила гитара учителя информатики школы № 1 А.М. Зайцева и удивительно чуткий подбор песен, сделанный им.

Есть у М.В. Колчина стихи, которые можно считать словесным портретом Э.Н. Егорова:

Вобравший в себе все пороки мирские,

Но чист в своих помыслах, словно родник,

В сердце хранящий страданья людские,

Грешен, тщедушен, ничтожен – велик.     

Именно поэтому творец понимает людей, поэтому выполняет главную задачу, по словам историка В.О. Ключевского: помогает людям «понять смысл и цену жизни».

Мы ждём вас на выставке Э.Н. Егорова в «Олимпе» с понедельника по пятницу с 14 до 15 часов, в субботу с 11 до 12 часов.

З. Шурыгина,  гимназия № 8.  




  Просмотров:  3099  |  Распечатать
Опубликовано:  21 января 2011


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.