Материалы посвященные 140-летнему юбилею Ходарской гимназии.





Под призмой исторических перемен

Углубляясь в историю данного образовательного учреждения, всё острее чувствуешь и ощущаешь драматизм эпох и величавость школы, менявшей свой облик и статус, однако оставшейся неукоснительно верной своей миссии: инородческое одноклассное училище, инородческое двухклассное училище, высшее начальное училище, школа-шестилетка, школа 2-й ступени, школа крестьянской молодежи, школа колхозной моло­дежи, средняя школа, школа-гимназия, гимназия.

Особо хочется отметить  успехи Ходарской средней школы в 60-е годы и начале 70-х годов прошлого столетия, когда работал коллектив педагогов-единомышленников под руководством  Валентина Антоновича Мурашкина.

Родина для ходарских школьников  неразрывно связана с судьбами их дедов и отцов, с  той первой страницей летописи своего села и школы, которую они открывают  для себя в музее истории гимназии, его по праву можно назвать музеем трудовых традиций. С 1959 года в школе действует ученическая производственная бригада, не один год школа  была участницей ВДНХ СССР.

С 1996-1997 учебного года школа работала в статусе школы-гимназии, а с мая 2000 г. функционирует в статусе гимназии. В 1999 году школа-гимназия стала победительницей первого республиканского конкурса «Школа года-99» в номинации «Школа - хранительница села».

В 2000 году за эффективное ведение подсобного хозяйства коллектив  гимназии был удостоен диплома лауреата республиканского конкурса «Лучшее подсобное хозяйство».

В 2006 году гимназия стала обладательницей гранта Президента Чувашской Республики в размере 200 тыс. рублей.

Ходарская школа, открытая в 1870 году великим просветителем Поволжья И.Н. Ульяновым, с самого первого дня своего существования учебно-воспитательную работу строила на основе сочетания учебной работы с воспитанием  у детей готовности к труду. Она и  сегодня, по истечении 140 лет, является центром подготовки будущего хозяина дома и земли.

Ю. Мозяков, директор гимназии.

 

Традиции живы

Эффективность воспитательной деятельности школы сегодня во многом зависит от опоры педагогов на некую организацию детей, ученическое сообщество, которое взяло бы на себя функцию регулирования общественной жизни учащихся. Именно через работу в такой организации, через активную деятельность ученик получает необходимый и полезный для него опыт, приобретает необходимые навыки для реализации собственных идей.

С этой целью в Ходарской гимназии им. И.Н Ульянова была создана в 1993-1994 учебном году детская организация «Ульяновец», которая имеет свою символику: герб, гимн, барабан и горн, галстук. По традиции ежегодно 19 мая учащиеся 4 класса принимаются в детскую организацию «Ульяновец». Они дают торжественное обещание и знакомятся с названием, девизом, любимой песней, а учащиеся 5-7-х классов поздравляют их художественными номерами. Дети с нетерпением ждут этого дня.

Вся работа школы и классов в течение года проходит в виде соревнования между классными коллективами по следующим  направлениям деятельности: «Родина - мать, умей за нее постоять», «Знание - сила», «Мир красотой спасется», «Забота», «От культуры и спорта - к здоровому образу жизни». Старшеклассники передают свой опыт, его лучшие традиции, приучают младших ко многим делам своего коллектива. Учащиеся 5-7-х классов, а также и старшие, проводят у них разные игры, помогают учителям и классным руководителям при проведении бесед, мероприятий.

В разнообразных делах организаторами выступают старшеклассники. Возросли активность и интерес учащихся к различным творческим делам. Они сами проявляют инициативу, активно участвуют в составлении сценариев. Тем самым приобретают первый опыт организатора, учатся выполнять поручения своего коллектива, планировать свой труд и претворять намеченные планы в жизнь. Для этого в начале каждого учебного года избираются органы ученического самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной центр.

Выбирая себе дело по душе в органах самоуправления, детских объединениях по интересам, ребята научились планировать, осуществлять, осмысливать творческие дела. Также научились таким необходимым в жизни человека качествам, как умению принимать решения, взаимодействовать с товарищами, командовать и подчиняться, помогать другим осуществлять их предложения и привлекать их к осуществлению собственных решений.

Детская организация «Ульяновец» стала школой жизни для многих выпускников. Наши выпускники, проявившие организаторские способности в гимназии, стали руководителями во многих отраслях народного хозяйства нашей республики.

 

Какой я помню Ходарскую гимназию…

Если перебрать в памяти прошлые годы работы, то самые яркие впечатления остались от работы в Ходарской гимназии. Её директор Ю.Я. Мозяков сколотил дружную команду, все три завуча четко видели цель своей работы, не считались с личным временем в достижении поставленных задач. Мониторинг тех лет показывает  рост  уровня успеваемости и воспитанности наших учащихся, рост числа поступающих в вузы. Безусловно, в этом огромную роль играли наши учителя. Они со всей ответственностью относились к проведению уроков по своим предметам, неотрывно повышая свою профессиональную квалификацию. Планка  требований к сельскому учителю повышалась все выше и выше.

Первым всегда трудно, поэтому руководство гимназии устанавливало тесное сотрудничество с гимназиями города Чебоксар, с ЧГУ, ЧГПУ. Приглашали  в гимназию научных работников вышеуказанных вузов, организовывали выездные курсы для гимназистов в этих вузах. Администрации гимназии помогали и работники отдела образования, и научные периодические печатные издания.

Как сложно было отстаивать статус гимназии, не потерять свое лицо! Не хочу лицемерить: были промахи, не хватало квалифицированных кадров, школьного элементарного оборудования, современных учебников. Страдали мы, недовольны были учащиеся. Великая благодарность министерскому фонду образования Российской Федерации: надо было видеть ликование учителей и учеников при виде нового оборудования, а самое главное – новых компьютеров! Со стороны вышестоящих проверяющих органов образования прослеживалась прозрачность ведения всей документации, руководство гимназии с достоинством  принимало одну комиссию за другой.

С теплотой и искренней благодарностью вспоминаю преданно работавших и некоторых ныне работающих учителей, любимых учениками, имеющих большой авторитет среди коллег, родителей, а самое главное - среди детей. Это заслуженные учителя Чувашской Республики Г.А. Долгова и М.Н. Иконникова, отличники народного образования Е.А. Отнюкова и А.Г. Арисова, ветераны педагогического труда Л.И. Андреева, И.В. Гусева,  Л.П. Михайлова и другие.   И сегодня с полной отдачей работают ветераны труда, почетные работники общего образования Л.М. Краснова, Н.В. Николаева,   А.А. Шангеева, Н.И. Унегерова,  Э.Б. Зологина, А.Н. Краснова, З.М. Филиппова и др.

 Пришли новые, старательные учителя,  но о них пусть скажет новый состав администрации, которому от души желаю работать лучше нашего!

З. Иванова, директор гимназии в 2005-2006 гг.

 

А память живет…

6 (18) декабря 1870 г. в селе Ходары была открыта начальная инородческая школа, или, как тогда называли, училище, по ходатайству инспектора народных училищ И. Ульянова. Занятия начались в частном доме. Первым учителем был назначен А. Рождественский, житель села Ходары. При открытии в школу поступило 12 мальчиков. Здание школы с квартирой для учителя было сдано в эксплуатацию 3 октября 1873 г. Сейчас оно функционирует как музей-мемориал И.Н. Ульянова.

Для того, чтобы ученики уважали свою школу, гордились ею, необходимо было открыть исторический музей школы. После встреч министра просвещения Н. Счётчикова, ответственного работника республики Г. Плечова, зам. предсовмина Викторова и секретаря горкома КПСС Г. Мутина с учителями школы состоялся обстоятельный разговор директора школы В. Шустова с высокопоставленными лицами о праздновании 150-летия со дня рождения И. Ульянова, чьё имя носит школа. Разговор шёл о реставрации здания начального инородческого училища, построенного по чертежам и сметам Ульянова в 1873 году, и о создании в нём музея-мемориала И.Н. Ульянова. 

Постановление «Об открытии музея-мемориала И.Н. Ульянова» было принято 16 марта 1981 года. Оно предусматривало реставрацию здания начального инородческого училища, его привязку к новому кирпичному зданию школы на 320 мест и превращение его в музей-мемориал, благоустройство территории школы и музея, установление бюста Ульянова, декоративной стены, строительство дороги с твёрдым покрытием к школе от трассы Шумерля – Калинино, строительство пристроя на 6-8 классных помещений. Здание музея было отреставрировано к июню 1981 года. К концу июля было завершено оформление музея-мемориала, благоустройство территории школы, строительство дороги к школе. 30 июля состоялось открытие музея-мемориала.

Больше века прошло с тех пор, как в глухом селе Ходары И.Н. Ульянов открыл школу, а память о нем живет.

В. Мартынов, учитель истории.


Учитель словесности и человечности

В связи с юбилеем гимназии нельзя не вспомнить о тех учителях, которые внесли огромный вклад в ее развитие. Одним из них является Маргарита Николаевна Иконникова. Это человек с большой буквы, педагог от бога. Она уже не работает, находится на заслуженном отдыхе, но остается частым гостем родной гимназии, где проработала 30 лет учителем русского языка и литературы. До сих пор М.Н. Иконникова живет жизнью школы, радуется успехам, помогает молодым коллегам, щедро делясь своим педагогическим опытом.

По словам М.Н. Иконниковой, ее путь к профессии учителя был долгим. Она хотела быть и геологом, и строителем, и инженером-механиком. Но… пошла по стопам бабушки, которая долгое время работала учительницей начальных классов. М.Н. Иконникова закончила филологический факультет ЧГПИ.

За годы работы в гимназии Маргаритой Николаевной было проведено множество уроков, о которых до сих пор с большой теплотой и благодарностью вспоминают ее бывшие ученики. Она старалась не только донести знания, но и воспитать настоящих людей. На её уроках всегда царила добрая атмосфера.

В своей работе учительница уделяла большое внимание воспитанию у учащихся любви к родному языку, к русскому слову. Ежегодно среди выпускников Маргариты Николаевны были медалисты.

Глубина знаний, творческое отношение к преподавательскому труду явилось основой того, что М.Н. Иконникова много лет являлась руководителем районного методического объединения учителей русского языка и литературы.

Она постоянно работала над совершенствованием педагогического мастерства, повышением профессионализма, умело преподносила учебный материал, тщательно готовясь к каждому уроку. Ее ученики - неоднократные победители различных конкурсов и олимпиад.

За заслуги в области образования  и многолетний добросовестный труд Маргарите Николаевне Иконниковой присуждено почётное звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики». Она  награждена множеством грамот, среди которых особое место занимает Почетная грамота Министерства образования и науки РФ.

Т. Мартынова, З. Романова, учителя русского языка и литературы.

 


Мой любимый учитель

В каждой школе много хороших учителей, но самый важный - это первый учитель. Он открывает нам мир школы, учит учиться, познавать интересное.

Антонина Аркадьевна  Шангеева была первым человеком в школе, который  понимал нас и любил, несмотря на наши проказы. Нам до сих пор вспоминаются её улыбка, голос, похвала. Как мама, она заботилась о каждом. Когда кто-то дрался, Антонина Аркадьевна всегда говорила нам, что мы должны помириться. А если кто-то плакал, она всегда находила самые лучшие слова утешения, от которых становилось легче. Она учила нас быть добрыми по отношению к людям, учила терпеть, прощать.

Четыре года пролетели быстро, и нам пришлось расстаться. Но мы знаем, что она нас всегда ждёт, волнуется, радуется нашим победам и огорчается, если что-то у нас не получается.

Желаю Антонине Аркадьевне, чтобы она была здорова, счастлива, чтобы у неё в будущем были хорошие, умные ученики, желаю долгих лет жизни, и чтобы каждый день был особенным и незабываемым.

А. Чернов, 6 а кл. Ходарской гимназии.

 


Спасибо за все!

Учитель - самая важная и ответственная профессия в мире. Нередко от того, как ведут себя учителя, зависит будущее их учеников. Поэтому учитель должен обладать терпением, добротой и любовью к детям. Также учитель должен быть начитанным человеком, умеющим заинтересовать своих учеников.

Мы считаем, что таким учителем в нашей школе была Раиса Яковлевна Кирюшина. Она вела у нас уроки экономики.

Мы ее любили и уважали за  доброту и чуткость. К любому из нас она относилась с пониманием. Она проявляла просто чудеса терпения и любви к нам, ученикам. С ней нам было легко, интересно и спокойно. Пока Раиса Яковлевна была рядом с нами, мы не осознавали, как дорог нам этот человек. Но когда мы, попрощавшись с родной школой, разлетелись в разные уголки России, поняли, как нам ее не хватает. И именно сейчас хочется сказать ей: “Спасибо вам за всё, что вы для нас сделали”.

От имени выпускников 2007 г. А. Надеева, студентка 4 курса ЧГПУ.

 

 

Центр информации и культуры

Библиотека Ходарской является одной из старейших библиотек района и имеет богатую историю. А начиналось все так…

В один из морозных дней, 18 декабря  1870 г., преодолев массу препятствий, инспектор народных училищ Симбирской губернии И. Ульянов открыл в Ходарах школу – первый луч света для ходарских крестьян и жителей соседних чувашских сел. При содействии  Ульянова создавалась и пополнялась школьная библиотека. В первые годы  она работала на общественных началах. Ходарская школа долгое время оставалась единым культурным очагом для  близлежащих селений. Она не могла обучить всех желающих грамоте, а поток желающих учиться все увеличивался. В 1895 г. ее посещало 56 учеников.

В 1900 г., благодаря усилиям просветителя чувашского народа, инспектора чувашских училищ И. Яковлева, Ходарская школа стала двухклассной. При его содействии постоянно пополнялась школьная библиотека. Литература чаще всего выписывалась из книжной лавки К. Юргенса  в Симбирске. Иногда литература присылалась и из Симбирской чувашской школы. К 1 января 1903 г. Ходарская учительская библиотека насчитывала 225 томов (162 названия), ученическая библиотека – 341 том (123 названия). Имелось 454 тома (47 названий)  учебных пособий.  При расширении фонда библиотеки И. Яковлев и учителя старались пополнять ее, прежде всего, за счет книг на чувашском языке. Так, в конце отчета за 1901 г.  учитель Н. Максимов (в те годы он заведовал библиотекой) заказал на следующий год 135 книг, из них 85 – на чувашском языке.

До 1917 года в Ходарской школе получили первоначальное образование 500 крестьянских детей. Заведовали школьной  библиотекой разные учителя. В 1933-1934 учебном году Ходарская школа ШКМ была реорганизована в среднюю школу. В 1935-1936 гг. для нее было построено двухэтажное здание на 400 ученических мест. В новом здании школы нашлось помещение и для библиотеки. Тогда библиотекарем работала Евгения Яковлевна Сырцова.

Антонина Николаевна Благоразумова работала учительницей начальных классов с   1930 по 1958 гг., а с 1958 по 1961 гг.  заведовала школьной библиотекой. С 1961 по 1970 гг. библиотекарем работал Антон Хрисанович Таньков, который до этого преподавал русский язык и литературу.  В это время библиотека занимала просторное помещение на втором этаже деревянного здания школы,  фонд - 15 тысяч книг. А в 1970-2006 гг. здесь работала  Ольга Антоновна Николаева (Танькова), выпускница нашей же школы. Долгие 36 лет проработала Ольга Антоновна в должности библиотекаря  и оставила о себе самые добрые воспоминания. С 2006 года работой школьной библиотеки руковожу я. До этого 25 лет работала в Ходарской сельской библиотеке.

Многое изменилось сегодня в библиотеке. Изменился и интерьер. Теперь здесь много красивых книг, мебели и зелени. Обогатился справочно-информационный аппарат. В рамках КПМО  поступила большая партия справочной и художественной литературы. Общий фонд библиотеки сегодня составляет около 10 тысяч экземпляров, среди них  около 6 тысяч - художественная и методическая литература. Школа выписывает различные периодические  издания. В этом году  их список расширился до  16-ти. Библиотека перестала быть просто хранилищем книг. Здесь проводятся различные мероприятия, уроки, литературные и поэтические, познавательные  часы. С появлением компьютерной техники содержание этой работы значительно обогатилось.

Вот она, моя библиотечная работа. Она - в общении с детьми о прекрасном, о добром, о книгах.

С. Мозякова, библиотекарь.

 

Наши именитые земляки

В своей автобиографии известный чувашский писатель, критик, заслуженный работник культуры РСФСР и ЧАССР В.А. Долгов писал: «Мои родители были крестьянами-бедняками. Наша семья состояла из 8 человек, а земли имела только на одну душу. Жили очень бедно». В многодетных семьях доля первенца всегда была особо нелегкой. Так и Василию довелось и младших поднимать, и самому познать тяжелый труд.  Учился в Ходарской школе, был одним из организаторов журнала «Молния» и стенной газеты «Наша школа». С 1924 по 1927 гг. – студент Чувашского рабфака в Чебоксарах, где принимал активное участие в работе литературного кружка, был ответственным секретарем горкома комсомола. В 1927 г.  поступил на историко-этнологический  факультет МГУ. После завершения учебы в университете Долгов работал преподавателем истории в школе, на рабфаке, сотрудничал с Чувашским НИИ истории, языка, литературы. В 1941-1945 гг. В.А. Долгов находился на фронтах Великой Отечественной войны. После демобилизации в 1946 году  он работал главным редактором Чувашского книжного издательства.

Дебютом Долгова в литературе были стихи, затем появились рассказы, очерки и литературно-критические статьи, в которых он зарекомендовал себя как  острый полемист, умеющий освещать и разрешать злободневные проблемы чувашской литературы. Он был одним из первых исследователей творчества К. Иванова, его перу принадлежат многочисленные статьи, освещающие жизнь и деятельность чувашского просветителя И. Яковлева, широко известны его статьи о творчестве классиков русской литературы и современных русских писателей. С 1962 г. – писатель-профессионал, критик.

Ф.В. Федоров, ученый-самоучка, журналист, родился в селе Ходары.

Участник Великой Отечественной войны. Бесстрашный и предприимчивый, проявил он себя с первых же боев настоящим солдатом, заслуженно получил за свои подвиги ордена и медали. Уже довольно почтенным человеком поступил на заочное отделение Чувашского сельскохозяйственного института и успешно его закончил. Одна за другой выходили тогда его брошюры, полезные для сельчан. Одновременно готовился главный труд его жизни – книга «Грибы». С тех пор в местном издательстве и в Москве она (переработанная и расширенная) выдержала пять изданий огромными тиражами.

Неутомимый ученый-агроном, страстный любитель природы и талантливый журналист более 50 лет занимался пропагандой сельскохозяйственных и биологических знаний. Им написаны и изданы десятки листовок, плакатов, брошюр и книг. Среди них огромной популярностью пользуется книга «Дикорастущие пищевые растения».

Краевед, юрист-правовед  Я.Н. Волков родился в 1923 году в д. Бреняши. В 1931-1935 гг. учился в Бреняшской начальной школе, а с 1935 по 1941 гг. обучался в Ходарской средней школе. В августе 1941 г. направлен в воздушно-десантные войска, где служил стрелком парашютистом. Он принимал участие в боях под Сталинградом, на Курской дуге. За отвагу и храбрость получил орден Суворова 2-й степени. После окончания Великой Отечественной войны более 25 лет прослужил в частях дважды Краснознаменного Балтийского флота. В 1992 г. вернулся в Шумерлю и увлекся краеведческой работой. Им собран материал о своих одноклассниках,  об истории Ходарской церкви.

Писатель и журналист А.Х. Таньков родился в 1908 г. в семье бедняка в с. Ходары. Когда ему исполнилось 14 лет, вступил в ряды РКСМ, был бойцом особого назначения. В 1923 г. окончил Ходарскую школу и поступил в Вурнарский сельскохозяйст­венный техникум, где проучился 2 года, но из-за бедности не смог закончить обучение. В 1925 г. пытался поступить в Чебоксарскую совпартшколу, в характеристике, данной укомом, было напи­сано: «Несмотря на молодые годы, дает надежду быть хорошим агитатором и пропагандистом». Но из-за возраста его не взяли. Осенью был выбран секре­тарем Ходарского волостного комитета комсомола.

Таньков учился на рабфаке. Студенты рабфака регулярно выпус­кали стенную газету «Звонок» и рукописный литературно-художественный журнал на чувашском и русском языках. Одним из активнейших «писателей» в этих изданиях был и А.Х. Таньков. Кроме того, во время учебы он со­трудничал с журналом «Сунтал». Вероятно, с этого времени началась его ли­тературная деятельность. В годы учебы на рабфаке (с 1928 по 1930 гг.) он подружился с молодыми в ту пору чувашскими писателями А. Эсхелем, К. Чулкасем, П.Хузангаем, Я. Ухсаем. А затем 4 года трудился редактором рабочей газеты «Комму­нар». Эти и последующие за ними несколько лет были самыми литературными годами его жизни.

Только около полугода служил Таньков в Красной Армии, в конце зимы 1935 г. был демобилизован в связи с тяжелым заболевани­ем. Подлечившись, поработав некоторое время учителем Ходарской средней школы, он ушел на фронт, в феврале 1943 года был ранен в битве под Орлом.

После лечения в госпитале вновь возвратился в родные края, преподавал в школе язык и литературу, а с 1961 по 1970 гг. работал в ней библиотекарем.

Поэт, журналист Н.П. Иванов-Хутар родился в 1942 году в деревне Пилешкасы. Учился в Ходарской средней школе. Свои первые стихи печатал в школьной стенгазете, активно посещал кружок молодых литераторов «Голос молодых». Учителя еще тогда заметили, что у Николая талант писать стихи. После окончания Ходарской школы он поступил учиться в Чувашский государственный университет. Но на 3-м курсе он оставил учебу и начал работать в Чувашском радиокомитете. Там он подружился с поэтом В. Урдашем, а Ю. Кудаков сочинял на его стихи песни.

Краевед В.Н. Улисов  родился в 1957 г. в д. Пояндайкино. Он является председателем  районного общества краеведов, членом совета Чувашского Национального Конгресса. Владимир Николаевич – автор более ста публикаций по этнографии чувашей, проблемам  чувашских сел и истории Шумерлинского края.

Родина писателя, переводчика А.В. Малова - деревня Большие Токташи Аликовского района. Там он получил начальное образование, а среднее – в Ходарской школе им. И.Н. Ульянова, которую окончил в год победы над гитлеровской Германией. С детских лет познал он нелегкий, но почетный труд на земле, юношей работал помощником бригадира колхоза, а затем стал сотрудником редакции шумерлинской районной газеты «Социалистический труд».

В 1950 г. Малов завершил учебу в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева, после службы в армии 2 года работал редактором Чувашского книжного издательства, потом около 7 лет – в отделе культуры республиканской газеты «Коммунизм ялав.» (ныне «Хыпар»), затем столько же лет – ответственным секретарем журнала «Ялав». Некоторое время возглавлял журнал «Тёван Атёл», несколько лет является уполномоченным Литературного фонда СССР по ЧАССР. Вплоть до выхода на  пенсию писатель трудится редактором отдела критики и публицистики журнала «Тёван Атёл».

Как и многие другие писатели-прозаики, А.В. Малов в самом начале своей творческой деятельности увлекался стихами, первое его стихотворение появилось в журнале «Ялав» в период его студенчества. Стал более известным читателю как журналист, написавший немало художественных очерков о людях Чувашии, литературных  портретов собратьев по перу и критических статей. И все же основной жанр его творчества – переводческая деятельность. Именно он перевел на чувашский язык  второй, третий и четвертый тома  М. Шолохова «Тихий Дон». Маловым переведено немало других произведений.

       С. Мозякова,  библиотекарь Ходарской гимназии.

 

 

Не только учить, но и воспитывать

Сегодня  наше общество проходит полосу глубоких перемен. Все признают, что страна переживает переходный период. А в этом случае происходит утрата старых ценностей, жизненных ориентиров и замена их на новые, которые, к сожалению, не всегда лучше прежних.

Одной из острых проблем современности является нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, что прекрасно осознается и педагогическим коллективом Ходарской гимназии. На всех ступенях образования данной проблеме уделяется большое внимание. Заместитель директора по воспитательной работе З.В. Макарова и каждый классный руководитель в обязательном порядке включает в план своей работы различные мероприятия, которые проводятся в течение года: беседы, диспуты конкурсы и т.д.

Особая роль в нравственном воспитании и построении пирамиды ценностей отводится курсу «Основы православной культуры и светской этики», который ведет учитель А.А. Шангеева.  Антонина Аркадьевна прививает учащимся необходимые для личности качества. Её плодотворный труд способствует наиболее гармоничному развитию ребенка.

Патриотическому воспитанию учащихся уделяется большое внимание не только на уроках истории, но и во внеурочное время. Ежегодными традициями становятся конкурсы и мероприятия, приуроченные ко Дню защитников Отечества, Дню Победы, Дням воинской славы, Дням государственной символики. Уже несколько лет работает в гимназии военно-патриотический клуб «Ильгужар», которым руководит преподаватель ОБЖ Н.И. Унегеров. Налажена тесная связь с чувашским региональным отделением общества инвалидов войны в Афганистане и его руководителем Г.П. Матвеевым, чье содействие позволило учащимся гимназии ближе познакомиться с жизнью и бытом военнослужащих в Н. Новгороде и Сызрани. А в планах гимназии на ближайшее будущее – создание кадетского класса.

В. Кузьмин, учитель истории.

 

А в школе интересно!

Важным условием полноценного образовательного процесса в Ходарской гимназии является наличие блока дополнительного образования и организация внеурочной деятельности.

К настоящему моменту создана целостная воспитательная система, которая рассматривается как часть образовательного процесса. На уроках и внеурочной деятельности закладываются ключевые понятия воспитания, нравственные ценности, опыт общения, восприятие культурных норм.

В гимназии созданы необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, скрепления их здоровья. Работа кружков в гимназии осуществляется на бесплатной основе, что обеспечивает их финансовую доступность. Преподавательский состав в блоке дополнительного образования обладает высокой профессиональной компетентностью. Содержание блока определяется образовательными программами, которые разработаны и адаптированы с учётом возрастных и психофизических особенностей школьников. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации учебной деятельности в кружках: вовлечение каждого ребёнка в деятельность, поддержка талантливых и одарённых детей.

Так, в нашей гимназии успешно работают кружки «Чудокисть», «Город мастеров», руководит которыми учитель ИЗО А.Н. Николаева. Под её руководством в кружке «Чудо- кисть» дети осваивают азы изобразительного искусства. В кружке «Город мастеров» школьники осваивают технику бумажной филиграни - старинную технику обработки бумаги, распространённую и в наше время под названием «квиллинг». Также дети в этом кружке учатся вышивать чувашские узоры. Ребята из разных классов готовы ходить в эти кружки каждый день, настолько интересно бывает на занятиях.

С большим удовольствием и желанием учащиеся ходят на занятия кружка «Юный натуралист», которым руководит учитель биологии Л.М. Краснова. Обладая педагогическим тактом, Лидия Михайловна умело работает с детьми разного возраста, добиваясь развития их способностей.

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система внеурочной занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то чтобы, школьная жизнь стала для них интересной и полезной.




  Просмотров:  4286  |  Распечатать
Опубликовано:  17 декабря 2010


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Пока комментариев нет.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.