«Выходной» для первоклашки
Проще всего, конечно, списать все на капризы, и многие родители и учителя, к сожалению, нередко так и поступают, упрекая школяра в лени, несдержанности, невнимании. Однако ни упреками, ни наказаниями проблему не решишь. Ведь на самом деле причина, скорее всего, кроется в реальном и довольно серьезном нарушении – астеническом синдроме. И без понимания и поддержки родителей, а нередко и помощи врача изменить ситуацию не удастся.
Астения в переводе с греческого – отсутствие сил. Астенический синдром может быть вызван как психическими перегрузками, так и соматическими заболеваниями. Психические перегрузки – потому что в 1-м классе ребенок сталкивается с огромным количеством совершенно незнакомых трудностей: нужно приноравливаться к разным взрослым, зачастую не слишком приятным, при этом ребенок лишен возможности свои чувства обнаруживать; необходимо научиться удерживать внимание в течение 45 минут, не отставать от других детей, быстро выполнять все инструкции учителя; многие дети не умеют движением разрядить напряжение и еще больше устают, оказавшись на перемене среди шума и беготни.
Любые из соматических заболеваний также способны вызвать у ребенка астенический синдром. В первую очередь, хронические, однако причиной астении могут стать и обычные простуды, если ребенок болеет очень часто, 5–6 раз в течение учебного года и больше. Хуже всего, когда возникает цепочка простуд, и на выходе из ОРВИ ослабленный ребенок вновь заболевает. У часто болеющего ребенка уменьшается работоспособность, снижается внимание, ухудшается характер, страдают аппетит и сон. Словом, налицо все признаки астенического синдрома.
Обычно врачи советуют подольше выдерживать ослабленных детей после болезни на домашнем режиме. Однако и это не выход: ученик «размагничивается», выбивается из колеи и, когда возвращается в школу, чувствует себя сильно отставшим, причем не только в учебе.
Но есть более эффективное средство, помогающее склонным к астении детям справляться со школьными перегрузками: дополнительный свободный день в течение рабочей недели. По закону для этого достаточно простой договоренности родителей с администрацией школы, однако если школа все же требует справку о необходимости щадящего режима, ее будет совсем нетрудно получить у лечащего педиатра или невролога.
Правильнее делать этот день не фиксированным, а плавающим, чтобы не пропускать всегда одни и те же уроки. Однако крайне важно, чтобы школьник с самого начала твердо знал: это не выходной, а день, когда он учится дома. Просто появляется возможность прожить его в своем ритме. Встать так же, как и обычно в школу, спокойно позавтракать и сесть за уроки. Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребенка была работа на день. Он должен просидеть за уроками те же 3-4 часа, что и в школе. Другое дело, что можно делать это с передышками, менять вид деятельности, чаще устраивать переменки. Если в этот день есть занятия в любимом кружке, нет никакой необходимости их пропускать.
Для лечения астенического синдрома есть множество эффективных медикаментозных препаратов, которые улучшают обмен веществ внутри клетки. Прибегать к ним в случае необходимости, безусловно, стоит. Однако давать их без предписания врача не стоит. Желательно, чтобы ребенка осмотрел невролог или психоневролог, который подберет максимально эффективный и безопасный препарат. Наблюдение специалиста нужно еще и потому, что под маской астении могут прятаться другие заболевания, в частности, депрессия, которая, как и многие другие психические расстройства, протекает у детей без характерных симптомов. Во время депрессии ребенок тоже становится вялым, капризным, невнимательным, устает от малейшей нагрузки. Страдает успеваемость. И тут же все начинают воспитывать, упрекать за лень, невнимание. А поскольку депрессия – это, в первую очередь, катастрофически сниженная самооценка, ребенок получает подтверждение, что он нехороший, и это еще больше убеждает его в том, что он ни на что не годится.
Если меры по борьбе с астенией в течение двух-трех месяцев не дают результатов, стоит обязательно проконсультироваться у детского психоневролога. Ведь депрессия – не грусть-печаль, не детские капризы, а серьезное расстройство.
А. Штейн.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Новости по теме: